Дошкольный возраст является важным периодом для становления основных видов деятельности ребенка. Одним из ведущих направлений в педагогическом процессе можно назвать трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
Трудовое воспитание – это целенаправленная педагогическая деятельность, направленная на развитие трудовых навыков и умений у детей, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, а также к последующему выбору профессии.
Роль трудового воспитания в развитии ребенка старшего дошкольного возраста
Основной целью трудового воспитания дошкольников является формирование положительного отношения детей к труду.
Виды трудового воспитания:
- Самообслуживание.
- Хозяйственно-бытовой труд.
- Труд в природе.
- Ручной труд.
Трудовое воспитание необходимо начинать с раннего детства. С этой целью необходимо использовать разные виды труда, как по отдельности, так и в сочетании. Разные виды труда неодинаковы по своим воспитательным возможностям, их задачи изменяются в зависимости от возраста ребенка.
В старшей и подготовительной группе основной задачей трудового воспитания является формирование таких трудовых качеств как: умение планировать работу, работать в коллективе, разделять трудовые обязанности, объективно оценивать результаты труда и т.п. Для решения поставленных задач больше всего подходит применение таких видов труда как труд в природе и ручной труд.
Труд в природе – благоприятно влияет на физическое развитие детей, способствует совершенствованию движений, укрепляет нервную систему и стимулирует работу различных органов. Помимо этого, труд в природе способствует формированию представления о сельском труде и уважения к труду взрослых и продуктам трудовой деятельности.
Ручной труд в старшей и подготовительной группе с целью трудового воспитания необходимо организовывать с элементами творчества, технических задумок и т.д. Организованные таким образом занятия по трудовому воспитанию вызывают у детей интерес и мотивацию на трудовые действия.
Задачи ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых
К числу основных относятся следующие задачи:
- Формирование представления о роли труда в жизни людей и общества. Ознакомление с различными видами производственного и обслуживающего труда.
- Формирование представлений о многообразии профессий. Детей знакомят с разными видами трудовых процессов, структурами этих процессов в зависимости от профессии, особенностях и результатах труда, требованиях к людям разных профессий.
- Знания о современной технике и трудовой деятельности. Детей знакомят с современными технологиями, роли машин в труде людей, рассказывают о профессиях, ушедших в прошлое, так как они были заменены машинами и механизмами.
- Формирование представлений о связи труда людей с разными профессиями в рамках одного и разных видов производств. Например, детям рассказывают и на примере показывают, что на кондитерской фабрике работают люди с одной профессией, выполняющие различные трудовые действия (замешивают тесто, выпекают, составляют рецепт и т.п.), но результат труда у них один общий.
- Формирование уважения к труду родителей. Обсуждение профессий родителей, ценности их труда.
- Формирование познавательных, речевых, игровых и трудовых умений. Ребенок не просто должен знать о профессиях и труде взрослых, но и владеть простейшими трудовыми действиями в силу своего возраста. Знать и правильно называть профессии, инструменты труда и т.п.
- Формировать умение соотносить итоги труда и предшествующие этому трудовые процессы. Ребенка необходимо знакомить со связью качества труда и прилагаемыми для этого усилиями, используемыми инструментами и материалами.
- Формирование умения пользоваться трудовой терминологией (правильно называть профессии, материалы труда, инструменты и т.д.)
- Формировать положительное отношение к труду взрослых, учить ребенка выполнять ряд трудовых действий, чтобы помогать взрослым, соотносить свои усилия и полученный в итоге результат и т.п.
Положительное влияние на трудовое воспитание оказывают не только педагоги ДОУ, но и родители. Бережное и уважительное отношение к чужому труду, и в том числе к труду взрослых, в первую очередь формируется родителями в семье, особенно если они имеют рабочую профессию и положительно отзываются о своей работе.
Таким образом, ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых направлено на формирование доступного понимания труда и его роли в жизни людей и общества, а также на воспитание уважительного отношения к труду взрослых.
Методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых
При ознакомлении детей с трудом взрослых необходимо учитывать возрастные возможности и потребности детей, а так же брать во внимание такой фактор как посильность труда.
Методы знакомства детей с трудом взрослых:
- Экскурсии. В рамках ДОУ это могут быть экскурсии в прачечную или столовую, где детей знакомят с трудом повара, помощника повара, кухонного работника, прачки и т.д. Экскурсия за пределами ДОУ осуществляется по предварительной договоренности с руководством организаций. Это может быть ознакомление с трудом врача, полицейского, пожарного и т.д.
- Наблюдения. Так же можно организовать как в ДОУ, так и за его пределами. В ДОУ это может быть наблюдение за работой помощника воспитателя, дворника, садовника. За пределами ДОУ – наблюдение за работой дорожных работников, уборщиков, регулировщика и т.д.
- Совместная деятельность. Может быть использована как педагогами ДОУ (совместна уборка групповой комнаты, площадки, спортивного инвентаря и т.п.), так и в семье (помощь маме в уборке).
- Игра. Обыгрывание различных трудовых ситуаций, а также проведение занятий в игровой форме в рамках хозяйственно-бытового труда.
Таким образом, большое значение в трудовом воспитании детей старшего дошкольного возраста имеет ознакомление детей с трудом взрослых посредством экскурсий, наблюдения, совместной и игровой деятельности.