Сущность виртуальных экскурсий
Виртуальная экскурсия – это метод реалистичного отображения трехмерного многоэлементного пространства на экране.
Период дошкольного детства выступает одним из первостепенных моментов становления личности, когда идет заложение основных принципов и качеств гражданина, создаются первоначальные понятия о патриотизме. В период дошкольного детства чувства преобладают над всеми остальными сторонами жизни детей. В современном обществе возрастает необходимость в людях, которые любят и знают свою Родину. В связи с этим необходимо уже в дошкольном возрасте знакомить детей с историей, традициями и культурой своего родного города.
В дошкольном детстве дети готовы впитывать информацию обо всем, что их окружает. Чтобы знакомить детей с достопримечательностями родного города можно использовать разнообразные методы работы. В старшем дошкольном возрасте могут применяться наглядные и игровые методы формирования представлений. Во время знакомства с родным городом воспитатель может пользоваться различными инструментами воспитания:
- произведениями устного народного творчества;
- ближайшим окружением;
- природой родного края;
- художественной литературой;
- изобразительным искусством;
- музыкой;
- художественной литературой;
- общением.
Экскурсия по городу – это один из наглядных методов формирования представлений о достопримечательностях родного города. Экскурсия способствует пробуждению интереса у детей, интегрируя их развитие по разным образовательным областям. В современных условиях традиционные экскурсии все сложнее применять, но с развитием информационных технологий стало возможным использование виртуальных экскурсий.
В связи с особенностями дошкольного возраста и условиями работы детского сада, не всегда есть возможность вывезти детей на реальную экскурсию по городу. Поэтому на помощь приходят виртуальные экскурсии.
Методами формирования представлений, складывающихся во время экскурсии, традиционно являются:
- наблюдение, например, за трудовой жизнью города, переменой облика города, района, улицы и пр.;
- рассказ с пояснением воспитателя, сочетающийся с демонстрацией необходимых объектов и непосредственными наблюдениями ребенка;
- беседа с детьми о родном городе, улице;
- чтение детских художественных произведение и рассматривание репродукций картин;
- разучивание с воспитанниками песен, стихотворений, поговорок, пословиц, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
- ознакомление детей с видами народной декоративной росписи;
- привлечение детей к участию в общественно полезном труде в окружении, являющимся самым близким для ребенка – труд на садовом участке, участие в коллективном труде с родителями и пр.;
- одобрение детей за инициативность и стремление к самостоятельному сохранению порядка в ближайшем своем окружении, бережное отношение к общественному имуществу, честное выполнение поручений, хорошее поведение в общественных местах. При этом воспитателю необходимо демонстрировать собственный пример любви к своей работе, улице, району, городу и самому необходимо принимать активное участие в социальной жизни.
Особенности проведения виртуальных экскурсий
При составлении виртуальной экскурсии могут применяться дидактические игры, которые помогут не только зафиксировать знания, которые дети приобретут о родном крае, но и узнать много нового.
Например, дидактическая игра «Достопримечательности города» поможет активизировать интерес у детей к историческим памятникам города, историко-культурному наследию. Поможет развить чувство гордости за архитектурные памятники родного города.
Сюжетно-ролевая игра «Заколдованный город» предполагает закрепление у детей полученной информации о достопримечательностях родного города. Помогает зарождать гордость за архитектурные памятники города.
Эти и многие другие игры могут быть использованы самостоятельно и в совместной деятельности.
Серьезное внимание следует уделить процессу формирования развивающей среды в группе ДОУ, содействующей познавательному развитию детей, обогащению и закреплению его познаний о родном городе:
- книжный уголок может содержать коллекции открыток о городе, книги-самоделки с улицами и памятными местами города, литературу о городе и тематические альбомы;
- уголок художественного творчества – включает материалы городских художников.
В работе с родителями также могут применяться различные формы взаимодействия:
- родительское собрание с применением презентации;
- разговоры;
- консультации;
- опросы;
- совместные викторины;
- конкурсы поделок и рисунков и пр.
Виртуальная экскурсия представляет собой один из продуктивных методов интерактивного обучения. Виртуальная экскурсия – такой тип экскурсии, экскурсионная программа которой предусматривает не только восприятие слов и наглядность, но и предполагает привлечение детей к деятельности через разнообразные средства и участников мероприятия. Благодаря виртуальным экскурсиям можно внести разнообразие в процесс усвоения учебного материала, развивать кругозор, закреплять новый материал посредством использования методов наглядности. Дети-дошкольники, благодаря использованию виртуальные экскурсий, могут полностью погрузиться в новый материал посредством использования такой формы занятий, которая им интересна. Когда дети имеют возможность почувствовать всю атмосферу, они могут больше и глубже разобраться в новом учебном материале.
Современные виртуальные экскурсии больше похожи на увлекательное путешествие или сказку, где дети могут принять участие в спасении главного героя, разгадывании необычных загадок, рисовании, конструировании, лепке из разных материалов и многом другом. Воспитатель же берет на себя функции экскурсовода или главного героя путешествия, в чем и заключается одно из основных отличий виртуальной экскурсии от обычной.