Дисграфические ошибки и их особенности
Дисграфия – это устойчивое расстроймтво письменной речи, проявляющееся в нарушении фонетики письма, что вызвано отклонениями в нормальном развитии психических процессов.
Дисграфия проявляется на письме в ошибках постановки букв в словах: они смешиваются, переставляются местами, пропускаются, происходит вставка букв с сильной позицией в слове. Это нарушение имеет достаточно устойчивый характер.
При дисграфии у ребенка проявляются следующие нарушения письменной речи:
- Сложности с изучением написания некоторых букв.
- Пропуск букв в словах или их замена на иные, похожие по написанию.
- Пропуск, перестановка местами, замена слогов.
- Зеркальное написание текста.
- Пропуск и замена целых слов.
- Несогласованное построение предложения.
- Слитное написание предлогов со словами или отделение приставки от слова.
- Неправильная расстановка пунктуационных знаков.
- Расположение строк не соблюдается.
Проявление письменных ошибок имеет разную степень и динамику развития. Все зависит от тяжести речевого отклонения.
Самой важной особенностью нарушения письменной речи при дисграфии является неверное написание букв, находящихся в сильной позиции. Это означает, что ребенок может заменить гласную, которая стоит в ударном слоге: собака – «собока», а также написать «тоска» вместо доска, «дожти» вместо дожди.
При наличии у ребенка дисграфии, он не замечает своих ошибок даже при прочтении ошибочно написанного текста вслух.
Дизорфография: понятие и особенности проявления
Дизорфография – это специфическое речевое нарушение, вызванное неверным восприятием, усвоением и практическим применением орфографических норм и принципов письма, в результате чего появляются разнородные орфографические ошибки в написании слов, искажается способность к усвоению правил орфографии и развивается неспособность проведения морфологического анализа.
Дизорфография неразрывно связана с дисграфией. Оба эти отклонения являются следствием речевого недоразвития ребенка.
Исследования показали, что дизорфография развивается из-за нарушений функционирования левого полушария головного мозга из-за гиперактивной работы правого. Поэтому, дети не могут представить слово в виде последовательности фонем и написать их с соблюдением орфографических правил.
Преобладание функционирования правого полушария приводит к специфическим нарушениям:
- Сложности выявления в объекте пространственно-геометрических признаков.
- Сложности проведения анализа визуальных образов с выделением их признаков.
- Искажение понимания слов и их значений.
- Невозможность понимания и усвоения правил орфографии и их практического применения.
- Ограниченность лексического запаса речи.
- Неспособность усвоить грамматические нормы языка, что приводит к ошибкам в окончаниях слов при их написании.
Дизорфография связана с тем, что у ребенка происходит нарушение фонематического принципа написания слов в комплексе с нарушением морфологического и традиционного принципов письменной речи.
Выделяют три основных вида дизорфографии:
- Морфологическая. Она связана с ошибками при написании слов, имеющих сложную орфограмму. Ребенок затрудняется в правильности написания безударных гласных, непроизносимых и двойных согласных.
- Синтаксическая. Она проявляется нарушением синтаксических конструкций при построении предложения. Это отражается в неверной расстановке знаков препинания в предложении.
- Смешанная. Она связана с комплексными нарушениями письменной речи, проявляющимися в искажении синтаксиса и совершении орфографических ошибок.
У детей с дизорфографией возникают сложности с дешифровкой слогового состава слов и его морфем. Поэтому дети совершают ошибки в написании орфограмм т.к. им сложно подобрать проверочное, однокоренное слово и не могут разделить слово на морфемы, заменяя их другими.
Диагностика и коррекция дисграфии и дизорфографии
Диагностирование таких речевых отклонений, как дисграфия и дизорфография возможно родителями или самим педагогом, при знании специфики их проявления. Однако, лучше всего диагностирование доверить квалифицированному специалисту в этой области – логопеду. Им будет проведена оценка устной и письменной речи учащихся учебного заведения и сформированы, соответствующие их речевому развитию, заключения.
Рисунок 1. Виды дисграфии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Логопедическая диагностика позволяет оценить:
- Степень понимания речи учащимся;
- Уровень овладения связной речью, ее синтаксическим и грамматическим строем;
- Уровень фонематического развития;
- Объем лексического запаса.
При выявлении каких-либо ошибок написания, логопед определяет степень тяжести проявления дисграфии и дезорфографии.
При диагностировании отклонения логопед первоначально проводит дифференциацию нарушений и отделяет дисграфию от дезорфографии. Также, стоит обратить внимание на общую успеваемость ребенка, уровень его интеллектуального развития, чтобы понять являются ли грамматические ошибки именно речевым отклонением и насколько стойкий у них характер.
Устранение речевых отклонений проводится за счет организации специальных коррекционных занятий, реализуемых по следующим направлениям:
- Развитие фонематических компетенций. Происходит уточнение произношения звуков, отрабатывается постановка ударения, отработка анализа слогов.
- Расширение словарного запаса.
- Освоение грамматических норм. Происходит работа по изучению правил написания разнообразных частей речи. Она развивает умения изменять слова.
- Формирование навыков словообразования. Дети учатся составлять слова с использованием приставок, суффиксов и окончаний и проводить морфемный анализ слова.
- Развитие синтаксиса. Дети учатся формировать предложения, правильно расставлять его члены и знаки препинания.
- Формирование навыков орфографического самоконтроля. Происходит тренировка и закрепления навыков применения орфографических правил написания слов и развитие умений нахождения орфограммы в слове.
- Развитие навыков проведения звукового анализа слова. Дети учатся различению звуков и их соотношению с буквенными символами.