Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности выявления и устранения дисграфических и дизорфографических ошибок

Дисграфические ошибки и их особенности

Определение 1

Дисграфия – это устойчивое расстроймтво письменной речи, проявляющееся в нарушении фонетики письма, что вызвано отклонениями в нормальном развитии психических процессов.

Дисграфия проявляется на письме в ошибках постановки букв в словах: они смешиваются, переставляются местами, пропускаются, происходит вставка букв с сильной позицией в слове. Это нарушение имеет достаточно устойчивый характер.

При дисграфии у ребенка проявляются следующие нарушения письменной речи:

  • Сложности с изучением написания некоторых букв.
  • Пропуск букв в словах или их замена на иные, похожие по написанию.
  • Пропуск, перестановка местами, замена слогов.
  • Зеркальное написание текста.
  • Пропуск и замена целых слов.
  • Несогласованное построение предложения.
  • Слитное написание предлогов со словами или отделение приставки от слова.
  • Неправильная расстановка пунктуационных знаков.
  • Расположение строк не соблюдается.

Проявление письменных ошибок имеет разную степень и динамику развития. Все зависит от тяжести речевого отклонения.

Самой важной особенностью нарушения письменной речи при дисграфии является неверное написание букв, находящихся в сильной позиции. Это означает, что ребенок может заменить гласную, которая стоит в ударном слоге: собака – «собока», а также написать «тоска» вместо доска, «дожти» вместо дожди.

Замечание 1

При наличии у ребенка дисграфии, он не замечает своих ошибок даже при прочтении ошибочно написанного текста вслух.

Дизорфография: понятие и особенности проявления

Дизорфография – это специфическое речевое нарушение, вызванное неверным восприятием, усвоением и практическим применением орфографических норм и принципов письма, в результате чего появляются разнородные орфографические ошибки в написании слов, искажается способность к усвоению правил орфографии и развивается неспособность проведения морфологического анализа.

«Особенности выявления и устранения дисграфических и дизорфографических ошибок» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 2

Дизорфография неразрывно связана с дисграфией. Оба эти отклонения являются следствием речевого недоразвития ребенка.

Исследования показали, что дизорфография развивается из-за нарушений функционирования левого полушария головного мозга из-за гиперактивной работы правого. Поэтому, дети не могут представить слово в виде последовательности фонем и написать их с соблюдением орфографических правил.

Преобладание функционирования правого полушария приводит к специфическим нарушениям:

  • Сложности выявления в объекте пространственно-геометрических признаков.
  • Сложности проведения анализа визуальных образов с выделением их признаков.
  • Искажение понимания слов и их значений.
  • Невозможность понимания и усвоения правил орфографии и их практического применения.
  • Ограниченность лексического запаса речи.
  • Неспособность усвоить грамматические нормы языка, что приводит к ошибкам в окончаниях слов при их написании.

Дизорфография связана с тем, что у ребенка происходит нарушение фонематического принципа написания слов в комплексе с нарушением морфологического и традиционного принципов письменной речи.

Выделяют три основных вида дизорфографии:

  1. Морфологическая. Она связана с ошибками при написании слов, имеющих сложную орфограмму. Ребенок затрудняется в правильности написания безударных гласных, непроизносимых и двойных согласных.
  2. Синтаксическая. Она проявляется нарушением синтаксических конструкций при построении предложения. Это отражается в неверной расстановке знаков препинания в предложении.
  3. Смешанная. Она связана с комплексными нарушениями письменной речи, проявляющимися в искажении синтаксиса и совершении орфографических ошибок.

У детей с дизорфографией возникают сложности с дешифровкой слогового состава слов и его морфем. Поэтому дети совершают ошибки в написании орфограмм т.к. им сложно подобрать проверочное, однокоренное слово и не могут разделить слово на морфемы, заменяя их другими.

Диагностика и коррекция дисграфии и дизорфографии

Диагностирование таких речевых отклонений, как дисграфия и дизорфография возможно родителями или самим педагогом, при знании специфики их проявления. Однако, лучше всего диагностирование доверить квалифицированному специалисту в этой области – логопеду. Им будет проведена оценка устной и письменной речи учащихся учебного заведения и сформированы, соответствующие их речевому развитию, заключения.

Виды дисграфии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Виды дисграфии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Логопедическая диагностика позволяет оценить:

  • Степень понимания речи учащимся;
  • Уровень овладения связной речью, ее синтаксическим и грамматическим строем;
  • Уровень фонематического развития;
  • Объем лексического запаса.

При выявлении каких-либо ошибок написания, логопед определяет степень тяжести проявления дисграфии и дезорфографии.

При диагностировании отклонения логопед первоначально проводит дифференциацию нарушений и отделяет дисграфию от дезорфографии. Также, стоит обратить внимание на общую успеваемость ребенка, уровень его интеллектуального развития, чтобы понять являются ли грамматические ошибки именно речевым отклонением и насколько стойкий у них характер.

Устранение речевых отклонений проводится за счет организации специальных коррекционных занятий, реализуемых по следующим направлениям:

  1. Развитие фонематических компетенций. Происходит уточнение произношения звуков, отрабатывается постановка ударения, отработка анализа слогов.
  2. Расширение словарного запаса.
  3. Освоение грамматических норм. Происходит работа по изучению правил написания разнообразных частей речи. Она развивает умения изменять слова.
  4. Формирование навыков словообразования. Дети учатся составлять слова с использованием приставок, суффиксов и окончаний и проводить морфемный анализ слова.
  5. Развитие синтаксиса. Дети учатся формировать предложения, правильно расставлять его члены и знаки препинания.
  6. Формирование навыков орфографического самоконтроля. Происходит тренировка и закрепления навыков применения орфографических правил написания слов и развитие умений нахождения орфограммы в слове.
  7. Развитие навыков проведения звукового анализа слова. Дети учатся различению звуков и их соотношению с буквенными символами.
Дата последнего обновления статьи: 06.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot