Восприятие – это психический процесс, связанный с созданием целостного образа объекта, оказавшего воздействие на анализаторы организма.
Восприятие является способом обработки чувственных данных, преобразуемых в образы объектов, процессов и явлений окружающего мира.
Восприятие формируется постепенно. На разных возрастных этапах развития ребенка оно имеет разный уровень функционирования, что обуславливает положение его в основу разработок методик обучения и воспитания.
Восприятие младшими школьниками учебного материала
В младшем школьном возрасте восприятие учащихся находится в стадии активного развития. Оно характеризуется несовершенством и преобладанием непроизвольности. Управление восприятием так же еще не в полной мере развито у учащихся, только вступивших на путь обучения.
Восприятие младшего школьника опирается на свойства конкретного объекта. Детали, отличительные характеристики ребенок не замечает, но обращает внимание на яркие аспекты объекта, на его интересные параметры. Но это актуально только на первых парах школьного обучения. В дальнейшем восприятие развивается и приобретает новые характеристики.
Рассмотрим особенности развития восприятия на разных этапах начального обучения в школе:
- В первом-втором классе процесс восприятия учащихся характеризуется слабой дифференциацией. Дети не всегда могут отличить объекты со сходными признаками, путают их. В усвоении учебного материала наблюдаются ошибки в письме – пропуск, замена букв, что свидетельствует о неразвитости слухового восприятия. Наглядная информация запоминается, достаточно хорошо. Но восприятие лишено интерпретации и истолкования увиденного.
- В третьем классе происходит освоение учащимися техники восприятия. Это означает, что ребенок учится смотреть, слушать и тактильно воспринимать объекты, делая эти процессы более осознанными, целенаправленными и координированными. При этом, наблюдается неравномерное развитие восприятия. Это проявляется в том, что одни объекты легко и свободно воспринимаются учащимися, а другие более трудно. Также, происходит снижение потребности в наглядном пояснении словесных объяснений педагога т.е. слуховое восприятие становится более совершенным.
- В четвертом классе наблюдается развитие избирательности восприятия. Учащиеся контролируют свое восприятия, акцентируя внимания на более интересных, значимых для них объектах. Это касается и восприятия учебного материала: оно производится легко и свободно с теми данными, которые чем-то увлекли, зацепили ребенка. Наглядная информация начинает истолковываться учащимися, объясняться и интерпретироваться.
Следует, также, отметить, что восприятие учащегося начальной школы, тесно связано с его практической деятельностью. Это означает, что чтобы воспринять полноценно объект, учащемуся необходимо совершить с ним то или иное практическое действие: изменение чего-то в объекте, его ощупывание, взятие в руки, подбрасывание и др. Любое действие стимулирует более эмоциональное восприятие, что делает образ объектов более полным и устойчивым.
Также особенностью развития восприятия младших школьников является неразвитость чувства времени. Оно формируется постепенно в ходе учебной деятельности, соблюдения режимных моментов, как в обучении, так и в домашних условиях.
Методы развития восприятия младших школьников
Восприятие играет ведущую роль в познавательной деятельности. Потому, оно требует скорейшего развития и совершенствования.
Развитие восприятия реализуется в младшем школьном возрасте по специальной технике, которую учащиеся осваивают постепенно. Овладение техникой восприятия реализуется в ходе проведения систематических наблюдений за различными объектами, с выделением их разнородных характеристик, детальным рассмотрением и проведением обследования на рассмотрение параметров –формы, цвета, размера, пространственного расположения.
Освоение техники восприятия реализуется по следующему алгоритму:
- Мотивация к работе восприятия. Она реализуется через активизацию интереса учащихся к исследуемому объекту.
- Подключение внимания к работе. Осуществляется концентрация внимания на конкретном объекте исследования и его признаках.
- Непосредственная работа восприятия. Она реализуется посредством использования специальных приемов и упражнений. Дети считают на скорость, запоминают определенное количество объектов в течение лимитированного времени. Кроме того, в обучении применяются наглядные средства, которые воздействуют на восприятие и стимулируют его развитие.
- Опора на имеющийся опыт учащихся. Этот шаг направлен на проведение анализа работы, производимой в процессе восприятия.
- Формирование обобщенного образа объекта учащимися. Он формируется в сознании и представляет собой сложившийся образ объектов, процессов или явлений, обладающих конкретными характеристиками. Этот образ и его рациональность, адекватность, верность, зависит от степени развития восприятия учащихся начальной школы, сложности исследуемого объекта или процессе и, используемых упражнений.
- Словесное закрепление сложившегося образа. Сформированный образ получит устойчивое развитие, если будет обозначен в словесной форме. Это может быть элементарное обозначение учащимися того, что они видели в ходе наблюдения или что они узнали нового на уроке, что услышали, как поняли, преподнесенную информацию и т.д.
Кроме того, проводится работа по формированию у учащихся понятия «восприятия», его роли в познавательном процессе и необходимости развития его адекватных форм.
В младшем школьном возрасте осуществляется последовательное развитие всех составных компонентов восприятия и сенсорных эталонов, которые опосредуют процесс его развития. Сенсорные эталоны развиваются неравномерно. Это касается и разных этапов начального школьного обучения и разных учащихся. Стимулирование развития сенсорных эталонов – важное направление работы по развитию основ восприятия и совершенствованию всех его процессов.