Пейзажная лирика: понятие и особенности
Пейзажная лирика – это описание поэтическим языковыми средствами окружающего мира и его видения автором.
Пейзажная лирика отражает внутренний мир автора и его взгляд на те или иные процессы, его обожествление природы и ее аспектов.
Тема природы занимает ведущую позицию в музыкальных, поэтических и художественных произведениях большинства авторов. Посредством красок, художники отображают мир природы, красоту различных природных объектов и свое восприятие их особенностей. Кроме того, природные красоты находят отражение в музыкальных произведениях. Музыка способна отразить красоту природы, посредством воздействия на чувственное восприятие.
Пейзажная лирика имеет следующие специфические черты:
- Пейзажная лирика является отражением душевного состояния автора, выражением его чувств, возникающих при виде природы и ее различных объектов;
- Пейзажная лирика ориентирована на словесное отражение видения окружающего мира;
- Пейзажная лирика передает оттенки чувств и эмоций автора, воплощенных, посредством применения специальных выразительных языковых средств;
- Пейзажная лирика ориентирована на восхищение природой, передачу ее ярких красок в стихотворной рифме;
- В основе пейзажной лирики заложен прием олицетворения: одухотворения природы и ее процессов, придание ее объектам человеческих качеств;
- Пейзажная лирика направлена на развитие у читателей духовно-нравственных качеств: доброты, любви, милосердия;
- Природа в лирических произведениях существует обособлено от реальной социальной действительности: она не стоит на одной ступени с прогрессом, она отделена от цивилизации и законов ее функционирования;
- Наличие связи между пейзажной лирикой и любовными переживаниями, отношением к Родине, восприятием каких-то общественных событий.
Проблемы восприятия пейзажной лирики учащимися
В основе пейзажной лирики заложена природа: ее процессы и явления, какое-то конкретное состояние. Однако, эти процессы не являются ясными т.е. они не четко и прямо выражены. До сути и смысла лирического произведения необходимо дойти. Пейзажная лирика сложнее иных литературных жанров поддается анализу и сравнению, пониманию и восприятию.
Основными проблемами восприятия пейзажной лирики являются:
- Описание природы, реализуемое в стихотворной форме, скрывает в себе взгляд, чувства, эмоции автора. За природой спрятана душа человека, отражение его переживаний и душевных состояний, что, достаточно сложно для восприятия учащимися, особенно при первом знакомстве с лирическими произведениями;
- Отсутствие сюжетной линии. Лирические стихотворения не имеют определенного сюжета, поэтому их смысл кроется не в действиях героев, а в их переживаниях, чувствах и эмоциях, которые отражаются природными процессами;
- Незнание сущности и смыслового назначения эпитетов, метафор, сравнений и олицетворений. Именно, посредством данных языковых средств осуществляется передача смыслового назначения лирического произведения. Если учащийся не понимает значения данных средств, не различает их в тексте, то с восприятием пейзажной лирики возникают серьезные проблемы;
- Стихотворения на одну и ту же тему могут нести разное смысловое значение, т.е. в них могут быть отражены различные эмоциональные состояния и чувства людей.
Условия эффективного ознакомления с пейзажной лирикой
Чтобы восприятие пейзажной лирики носило продуктивный характер, включение лирических стихотворений в образовательную программу должно быть реализовано путем создания на уроках соответствующего психологического микроклимата и эмоциональной обстановки.
Одним из приемов реализации эмоциональной обстановки учебного занятия является его музыкальное оформление. Если лирические произведения будут зачитываться под музыку, то их восприятие будет более глубоким. Музыка способствует расслаблению и творческому раскрытию, активизации чувств и эмоций учащихся. Кроме того, музыкальное занятие способствует правильному восприятию смысловых оттенков слов, используемых в стихотворении, дает прочувствовать их эмоциональный окрас и чувственное звучание.
Пейзаж лирического произведения имеет определенное настроение, несет в себе чувственный компонент, который не всегда может быть верно воспринят и прочувствован учащимися. В адекватном восприятии помогает музыка. Она позволяет прочувствовать всю яркость красок, описываемого природного явления, настроение природы, которое хотел передать автор своим читателям.
Кроме музыкального оформления, знакомство с пейзажной лирикой может сопровождаться художественным творчеством. Это может быть и представление картин великих художников, отражающих то или иное природное явление, состояние природы, так и рисование учащимися.
Оно реализуется, путем включения в уроки чтения следующих рисовальных упражнений:
- Упражнения, ориентированные на формирование эмоционального отклика на лирическое произведение;
- Упражнения, направленные на развитие фантазии и активизацию воображения учащихся. Такие упражнения предполагают словесное рисование учащимися;
- Задания на ознакомление с эпитетами, метафорами, олицетворениями, а также различие их в текстах и понимание смысла, который они несут;
- Упражнения, ориентированные на развитие навыков личностного выражения своего отношения к прочитанному. Учащиеся должны уметь охарактеризовать те чувства и эмоции, которые заставило испытать их лирическое произведение, выразить их определенными оттенками красок.
Использование рисования на уроках чтения позволяет педагогу понять, насколько учащиеся улавливают смысл пейзажной лирики, как они видят картину природы, изображенную автором, и воспринимают его эмоциональное состояние. Если учащиеся испытывают трудности с передачей своего отношения к лирическому произведению, не могут отразить свое восприятие стихотворения на бумаге, то требуется более активное и расширенное использование музыкальных и художественных средств, поскольку их воздействие на восприятие пейзажной лирики носит продуктивный характер.