Координационные способности – это навыки построения целостных двигательных операций, выполнения движений и умения изменять, выработанные формы действий, их своевременно и плавно переключать в соответствии с текущими условиями и изменчивой ситуацией.
Развитие координации движений имеет важное значение для поддержания физического здоровья, укрепления все органов и систем организма.
Координационные способности важны в различных видах спорта, а также в танцевальной деятельности. Танцы оказывают благотворное развитие на физическое здоровье организма, помогают в повышении иммунитета и укреплении сердечно-сосудистой системы. При этом танцору, просто необходимо наличие координационных способностей. Без них он не сможет достичь успехов в танцевальной деятельности.
Воспитание координации является побочной стороной процесса танцевальной подготовки.
Особенности проявления координационных способностей
Координационные способности необходимы человеку для контроля его движений, формирование их согласованности и упорядоченности. Их необходимо развивать и совершенствовать по мере возрастного и физического развития ребенка.
На проявление координационных способностей оказывают воздействие некоторые факторы.
Ребенок младшего школьного возраста имеет неустойчивую двигательную координацию, ее скорость и ритмичность, также, не являются постоянными величинами. Поэтому, при обучении танцам в этом возрасте, необходимо начинать с освоения простых движений, не требующих развитой координации. Постепенно движения надо усложнять, дополняя координационными компонентами. Это способствует развитию двигательного опыта и формирует новые формы и методы реализации координационных движений. Чем большими двигательными способностями наделен ребенок, тем легче ему справиться с новыми двигательными задачами, которые ставит перед ним жизнь и танцевальная деятельность.
Необходимость формирования координации движений танцоров обусловлена следующими факторами:
- Развитость координации способствует успешному овладению различными движениями, усвоению правильной техники выполнения танцевальных движений с соблюдением ритма и темпа.
- Координация необходима человеку не только в танце, но и в жизни. Трудовая деятельность требует выполнения людьми различных двигательных операций, которые невозможно успешно совершить без развитой координации.
- Развитость координационных способностей позволяет рационально расходовать энергию организма ребенка. Наличие координации при выполнении движения создает условия для его выполнения с оптимальным мышечным усилием и своевременным расслаблением. Так, силы расходуются более медленными темпами.
- Развитие координации требует выполнения разнообразных упражнений, которые способствуют общему физическому развитию организма, формированию физических навыков и делают занятие танцами увлекательным и интересным для ребенка.
Развитие координационных способностей танцоров ориентировано на оптимизацию их тренировочных умений, двигательное развитие и координационную подготовленность.
Основными задачами воспитания координационных способностей танцоров являются:
- Освоение новых двигательных действий при выполнении разнообразных упражнений на координацию;
- Совершенствование выполнения двигательных танцевальных операций и практическое применение в разных обстоятельствах для полноценного координационного развития организма;
- Формирование специфических координационных навыков: пространственная ориентация, разделение пространственных, силовых и временных фаз выполнения танцевальных движений, развитие чувства ритма, равновесия, точности движений;
- Формирование и развитие физических и психических процессов организма, занимающихся анализом движений, их координацией и контролем.
Методы и приемы развития координации танцоров
Координационные способности развиваются под воздействием большого количества факторов. В этой связи, спортивные направления деятельности, танцы предполагают использование большого количества приемов и методов их формирования.
Рассмотрим наиболее оптимальные и распространенные приемы воспитания координационных способностей танцоров:
- Физические упражнения, выполнение которых характеризуется повышенной координационной сложностью. В таких упражнениях, обязательно, должны присутствовать новые компоненты т.е. движения, которые ранее танцоры не исполняли. Сложность координационных движений необходимо увеличивать постепенно – по мере освоения движений. Для этого происходит изменение пространственных и временных параметров движения и сами условия, в котором оно реализуется. К примеру, можно поменять расположение танцоров в зале, расположение снарядов, увеличить/сократить площадь танцевального места, ограничить время совершения движения, использовать сочетание различных движений и т.д.
- Использование метода ритмической активности. Каждое движение выполняется попеременно: то с музыкальным сопровождением, то без него. Это формирует чувство ритма.
- Выполнение движений в парах или группах. Движения сообща позволяют развить чувство ритма, формируют навыки поддержания баланса организма. Движения выполняются в одном направлении, сообща, держась за руки.
- Упражнения, ориентированные на активизацию процессов организма, координирующих движения. Такие упражнения помогают в развитии пространственной ориентации, развивают чувство времени, формируют умение управлять своими мышцами, их напряжением. Наиболее оптимальным упражнением этой группы являются прыжки на батуте.
- Подвижные игры спортивной, соревновательной ориентации. Такие игры направлены на развитие динамического равновесия, за счет резких изменений направлений движений.
- Упражнения на развитие статического баланса. Для этого используются упражнения, направленные на сохранение одной позы в течение длительного временного промежутки. В эту группу можно включить упражнения из йоги. Кроме того, можно включить в выполнение движения какое-то противодействие, сократить площадь опоры, на которой совершается движение, добавить какие-то движения, плавно перетекающие в заданное или, сменяющие его.
- Игровые методы. Построение занятия в игровой форме способствует мотивации детей к выполнению движений. Они стремятся к их полноценному освоению, точному выполнению.
- Метод контрастных заданий. Детям необходимо совершать прыжки на дальние и короткие расстояния, метать снаряды и т.д. Это развивает точность движений.