Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности управленческой культуры руководителя образовательной организации

Определение 1

Управленческая культура – это комплекс методов, средств и приемов управленческой работы в том или ином учреждении, а также ценности, нормы, моральные аспекты ее реализации.

Управленческая культура руководителя образовательного учреждения требует наличия знаний и навыков педагогического характера, умение организовывать и контролировать работу, а также творческий подход к делу. Это требует от руководителя не только профессионального педагогического образования, но непрерывного развития своих управленческих навыков и подстраивания своей деятельности под факторы внешней среды и к непрерывно меняющимся условиям социально-экономического развития общества и его требований к образовательной системе.

Структурные компоненты культуры управления руководителя образовательного заведения

Управленческая культура руководства образовательной организации состоит из следующих компонентов:

  1. Профессиональные педагогические знания, которые необходимы для успешной реализации своей работы.
  2. Умение практического и продуктивного применения своих знаний в организационной деятельности.
  3. Навыки совершения различных операций.
  4. Использование алгоритмов решения различных задач, трудовых проблем.
  5. Владение творческими аспектами деятельности и использование творческого подхода при решении управленческих задач.
  6. Наличие определенных личностных качеств. К ним относится: терпение, толерантность, воля, авторитетность, уверенность в себе, ответственность, эмоциональная стабильность, выдержка, общительность, независимость, креативное мышление, рациональность.

Эффективность управленческой культуры руководителя образовательного заведения определяется его возможностями ответить на следующие вызовы:

  1. Внешняя среда и ее отрицательное воздействие. Общество предъявляет различные требования к образовательной сфере. Некоторые из них, носят агрессивный характер, являются нецелесообразными и неактуальными. Руководству необходимо выбрать оптимальный вариант управления, позволяющий ему адаптироваться к внешней среде и ее потребностям.
  2. Внутренняя дезинтеграция. Чтобы образовательное заведение продуктивно функционировало, необходимо создать условия для его интеграции т.е. все отношения внутри данного учреждения должны носить деловой и продуктивный характер. Подразделения и сотрудники должны работать сплоченно, ориентируясь на достижение единой образовательной цели. Работа должна быть согласованной и едино направленной. Требуется сотрудничество в решении образовательных задач, поиск путей оптимального решения конфликтных ситуаций.
«Особенности управленческой культуры руководителя образовательной организации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Для противостояния данным вызовам, руководителю наличие следующих приоритетных свойств:

  1. Дальновидность – работа на перспективу. Руководитель должен планировать и прогнозировать работу образовательного заведения, раскрывать его потенциал, саморазвиваться и развивать своих сотрудников.
  2. Объективность – навыки отличия реальных достоверных фактов от неверных, ошибочных сведений. Педагогу требуется принимать объективные решения, иначе деятельность образовательного заведения будет неэффективной.
  3. Последовательность – умение достигать поставленной цели и быть последовательным в своих словах и действиях. Руководству необходимо поэтапно продвигаться к достижению образовательных целей. От курса отходить недопустимо. Все сказанное и обещанное требует исполнения.
  4. Предприимчивость – умение решать обыденные задачи нестандартным способом, отвечать текущим реалиям развития социально-экономического пространства.
  5. Мобильность – навыки использования своих знаний и навыков в новых условиях и видах деятельности.
  6. Лидерство – навыки рационального решения профессиональных задач. Руководитель должен уметь организовать работу других сотрудников, направить ее, обеспечить продуктивную работу и контроль за исполнением своих поручений, выявлять и корректировать недостатки работы.

Управленческая компетентность руководителя образовательной организации

Управленческая культура руководителя образовательным учреждением требует от него наличия управленческой компетентности.

Определение 2

Управленческая компетентность – это знания, практический опыт, навыки профессиональной деятельности, личностные качества, способности и возможности, которые позволяют руководителю продуктивно решать профессиональные задачи и достигать целевого назначения функционирования конкретной организации.

К управленческой компетентности руководителя образовательного заведения предъявляются следующие требования:

  1. Знание концептуальной базы и наличие представлений о путях развития образовательного заведения, исходя из, имеющихся ресурсов, условий функционирования.
  2. Навыки осознанного выбора модели управления и формирование стратегии деятельности образовательного заведения, а также постановки ее тактических задач.
  3. Деятельность руководителя должна ориентироваться на развитие всего образовательного заведения, а также каждого его сотрудника и собственное развитие.
  4. В расчет должны браться потребности, стремления, возможности и уровень развития каждого сотрудника.
  5. Направленность на создание учебного заведения, со своей спецификой и индивидуальностью.
  6. Система управления должна отвечать особенностям учебного заведения, ее контингента и социального окружения.
  7. Фундаментом образовательной деятельности должны стать научные знания и теория современного менеджмента.
  8. Рассмотрение образовательного заведения, как целостной структуры, ориентированной на определенные образовательные цели и задачи.

Проблемы управленческой культуры руководителя образовательного заведения

На сегодняшний день, управленческая культура руководства образовательных организацией характеризуется рядом проблем:

  1. Преобладание авторитаризма в управлении;
  2. Неимение рациональных механизмов управления, обеспечивающих качество данного процесса;
  3. Рассогласованность действий на уровне различных подразделений учебного учреждения;
  4. Незнание руководством основ организации педагогической работы и правовой базы управленческой деятельности;
  5. Необъективность руководства. Руководители не доводят начатое дело до конца. Например, реализацию какого-то проекта.
Дата последнего обновления статьи: 13.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot