Особенности современного первоклассника
Ежегодно в школах появляется все большее число неуспевающих детей, которые не могут справиться с программой обучения. Таким детям необходимо уделять много внимания со стороны педагогов, психологов, так как отставание отрицательно сказывается на их интеллектуальном и личностном развитии.
Современные первоклассники обладают следующими особенностями:
- большая разница в умственном и физиологическом развитии. Сегодня отсутствуют классы с ровным контингентом учеников;
- дети широко информированы практически по любым вопросам, но информация не имеет системы;
- современные дети обладают выраженным ощущением своего «Я», свободным и независимым поведением, высокой самооценкой;
- дети не доверяют словам взрослых, у них отсутствуют авторитеты;
- современные дети имеют более слабое здоровье, чем преыдущие поколения;
- дети не играют в коллективные «дворовые» игры, на смену им пришли телевизоры, компьютеры и телефоны. Соответственно, у детей не развиваются навыки общения со сверстниками, они плохо понимают, как себя вести в тех или иных ситуациях, какие нормы поведения приняты в обществе.
Поступление ребенка в школу связано с определенным набором трудностей привыкания к школьной жизни, одна из причин этого – психологические особенности детей 6-7 лет, например, несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыка учебной деятельности и сотрудничества, недостаточное развитие саморегуляции поведения, большая эмоциональность в общении и пр.
Причины неуспеваемости детей в начальной школе
Причин неуспеваемости в первом классе масса, они тесно взаимосвязаны между собой, всю их массу можно условно подразделить на биологические, социальные и психологические причины.
Одна из наиболее распространенных причин ранней неуспеваемости заключается в том, что дети, приходя в первый класс, еще не достигли уровня школьной зрелости. Это могут быть дети шести лет, которых родители решили не задерживать в детском саду, или дети семилетнего возраста, умственный возраст которых несколько меньше их реального «паспортного» возраста.
Вторая причина также из биологической группы – соматически ослабленные дети. Их школьная зрелость не подвергается сомнениям, как и интеллектуальный уровень, календарный возраст соответствует обучению в первом классе, но они очень часть пропускают занятия по болезни и быстро утомляются. Этим детям необходим специальный режим и система реабилитационно-закаливающих мероприятий. Это же дети, имеющие врожденные или приобретенные нарушения развития.
Еще одна биологическая причина неуспеваемости – леворукость. Правополушарные люди имеют особый взгляд на мир, часто они обладают тонким, художественным и интуитивным восприятием действительности.
Еще одна подгруппа биологических причин – наличие неврологического диагноза. ЗПР, умственная отсталость, СДВГ или гиподинамический синдром, последствия ММД. Все коррекционные и лечебные мероприятия должны производиться в тесном взаимодействии с лечащим врачом.
К социальной группе можно отнести следующие причины:
- педагогическая запущенность ребенка, причем не обязательно это дети неблагополучных родителей-алкоголиков или наркоманов. Такие дети могут встречаться в абсолютно благополучных семьях;
- плохое обучение в школе – непрофессиональный педагог, его личные проблемы, которые он проецирует на детей. Конфликты между педагогом и родителями, которые сказываются на ребенке. Нездоровая атмосфера в классном коллективе;
- неправильно подобранная программа обучения. Например, ребенка без выраженных способностей отдают на обучение в профильный математический класс;
- конфликты ребенка с одноклассниками, неумение выстраивать с ними полноценные отношения.
Сегодня одной из самых распространенных проблем, с которой сталкиваются практически все учителя начальной школы, является проблема поведения (агрессия, тревожность, гиперактивность). На уроках такие дети невнимательны, легко отвлекаются, а на перемене они стремятся разрядить скопившееся в них напряжение беготней, криком и пр. Постепенно это приводит к их изоляции, так как часто это все сопровождается вспышками гнева в адрес одноклассников.
Портрет гиперактивного ребенка выглядит следующим образом:
- чрезмерная подвижность, вспыльчивость, раздражительность и безответственность;
- ребенку трудно долгое время сидеть на одном месте и молчать;
- плохая координация и недостаточно развитый мышечный контроль;
- трудности в концентрации внимания, большое количество задаваемых вопросов.
Педагогам можнодатьследующие советы в работе с гиперактивными детьми:
- желательно проводить занятия в первой половине дня, максимально сократить рабочую нагрузку или дробить ее на мелкие части;
- использовать физминутки;
- соблюдать максимальное спокойствие;
- снизить требование к аккуратности в начале работы для формирования чувства успеха;
- сажать ребенка за первую парту ближе к себе;
- использовать тактильные контакты;
- заранее договариваться о каких-либо действиях;
- давать короткие и четкие инструкции;
- пользовать гибкую и систему поощрений и наказания, поощрять сразу, не откладывать на будущее.
Портрет агрессивного ребенка:
- нападает на детей, бьет их, обзывает, портит личные вещи;
- использует в речи грубые выражения;
- привлекает внимание взрослых и сверстников;
- отличается подозрительностью и осторожностью;
- перекладывает вину за затеянную ссору на других детей.
К правилам работы с агрессивными детьми можно отнести:
- внимательность к нуждам и потребностям таких детей;
- демонстрация моделей неагрессивного поведения;
- последовательность в наказаниях ребенка, наказания за конкретные поступки;
- наказание не должно унижать ребенка;
- обучение приемлемым способам выражения гнева, расширение поведенческого репертуара ребенка;
- обучение распознаванию своего эмоционального состояния и состояния окружающих людей, развитие способности к эмпатии;
- отработка навыка реагировать в конфликтной ситуации.