Ценности – это социально-значимые для отдельной личности и общества мысленные формы общественного сознания, которые дают оценку важным событиям и явлениям, параметрам и условиям функционирования социальной среды, объектов окружающего пространства, несущие какое-либо значение для развития социальной сферы.
Ценности выступают фундаментом воспитательного процесса. Именно они определяют его целевое назначение и структуру. Изменение ценностей влечет за собой изменение целей воспитания. Иначе, воспитание не будет отвечать текущему этапу социально-экономического развития общества и удовлетворять его потребности.
Социальные ценности как основа воспитательного процесса
Процесс воспитания ориентирован на социальное развитие личности. поэтому, в его основе заложены социальные ценности, которые характеризуют текущий этап социального развития общества, отражают значимость тех или иных социальных отношений, поведения, деятельности отдельных индивидов в социальной среде, отражают смысловой аспект различных направлений социальной деятельности, социальных взаимоотношений и поведенческих реакций.
Сами по себе, социальные ценности носят объективный характер. Но их можно рассматривать через призму субъективного, поскольку их носителем выступает отдельная личность т.е. субъект воспитательного процесса.
В ходе воспитания, носителями социальных ценностей являются воспитатель и воспитанник. Воспитатель, как организатор воспитательной деятельности использует свои профессиональные навыки для передачи социальных ценностей воспитаннику. Такие ценности имеют важное значение в воспитании, поскольку они отражают текущий этап социального развития конкретной страны, ее государственное устройство, экономическую, социальную, образовательную и иные направления политики.
Социальные ценности, заложенные в основу воспитательного процесса можно подразделить на следующие группы:
- Ценности культурного развития данного социума, которые были заложены в его функционирование на протяжении всех этапов его исторического развития, но которые, так и не были сформулированы, а также ценности, которые активно формулируются и обосновываются различными учеными и философами в своих концепциях культурного развития общества и формирования образовательного пространства.
- Ценности, отражающие конкретный этап исторического развития социума. Они отражают идеологию, политические тенденции, направления социально-экономического развития общества и формируются, исходя из нравственных, правовых тенденций формирования социального пространства и философских концепций авторов текущего временного периода. В них происходит отражение взглядов людей на реальную действительность, их воззрения на устройство мира.
К фундаментальным социальным ценностям относятся следующие:
- Права человека на наличие собственного мнения и взглядов и их выражение, а также практическое воплощение, не затрагивающее права и свободы других граждан социума;
- Гражданская ответственность. Сюда входят свойства личности, отражающие ее причастность к социальной сфере: долг, честь, достоинство, патриотизм, ответственность за свои действия и поступки, соблюдение прав и свобод другого человека;
- Терпимость. Она отражает толерантность во взаимодействии с представителями разных наций и народностей, исключение нарушения прав и свобод человека по каким-то его признакам и особенностям развития;
- Уверенность в наличии у каждого человека творческого потенциала, который можно раскрыть и развить.
Культура, как ценностная основа воспитания
Процесс обучения и воспитания в современном обществе базируется на необходимости развития и повышения культурного уровня учащихся и педагогов, доминировании ценностного подхода в образовании, расширении и углублении связей между учреждениями образования и культуры, развитии культурной среды в образовательных учреждениях и реализации принципов гуманистического обучения и воспитания.
Культура закладывается в основу современного воспитания. Однако, ее рассмотрение невозможно, без обращения к культурным ценностям. Именно они выступают ядром культуры, а значит и приоритетным компонентом воспитательного процесса.
Культурные ценности способствуют усвоению и осознанию важности норм, правил, стереотипов социальной жизнедеятельности, регламентирующих ее функционирование и оптимальную организацию.
Культурная ценность – это сущностное свойство какого-то объекта, процесса или явления, отражающее основу его существования и, выступающее закономерностью его функционирования.
Когда человек познает и осваивает культурные ценности осуществляется выбор им культурных образцов, социальных ориентиров деятельности, нравственных установок, которые определяют и контролирует собственную деятельность в социальном пространстве.
Культурные ценности используются в воспитательном процессе в качестве ориентиров, определяющих направленность действий и поведенческих реакций в той или иной жизненной ситуации. Такое воспитание способствует освоению опыта культуротворчества и культуросозидания. Это требует внедрения и правильного представления в воспитании ценностей культуры и создание условий для их верного, полноценного восприятия и осознания важности и значимости.
Система воспитания базируется на культуроемкости и насыщенности ее культурными ценностями и принципами. Такое воспитание можно охарактеризовать рядом показателей:
- Содержание воспитания характеризуется культурной насыщенностью.
- Учебная программа и сам процесс обучения представляется в качестве личностной образовательной ценности.
- Воспитание выступает культурным явлением, связанным с личностной заинтересованностью в ходе мыслительной и иной продуктивной деятельности.
- Историко-культурологическая насыщенность образования и воспитания на всех его уровнях.
- Обеспечение в воспитании и обучении диалога культур и познания культурного наследия, путем проживания, прочувствования исторического наследия, явлений культуры разных эпох и народов.
- Внедрение культурных ценностей в область личностных интересов, ценностей и потребностей каждого воспитанника.