Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности социально-педагогической деятельности с приемной семьей

Определение 1

Приемная семья – это семья, которая выполняет профессиональные воспитательные функции по отношению к ребенку, оставшемуся без попечения родителей.

Приемная семья должна создать для ребенка полноценные условия его существования, обучения и развития. Приемные семьи помогают сделать жизнь детей-сирот нормальной, способствуют их социальном установлению и адаптации, а также эмоциональному переживанию обстоятельств, приведших ребенка к сиротству.

Приемная семья, зачастую, оказывается в сложном положении: родители попросту не готовы к воспитанию ребенка, в силу своего незнания его индивидуальных особенностей, неумения взаимодействовать с детьми, незнания детской психологии, недостаточном обладании педагогической компетентности.

Чтобы решить проблемы воспитания нового члена семьи требуется квалифицированная помощь социального педагога.

Функциональная роль социального педагога при работе с приемными семьями

Определение 2

Деятельность социального педагога с приемной семьей – это целенаправленная работа по обеспечению условий нормального развития ребенка, функционирования самой семьи и выполнения родителями своих воспитательных функций.

Деятельность социального педагога сводится к составлению им программы работы с конкретной семьей. В ее основу закладываются особенности семейного микроклимата, проблемы воспитания и развития, а также адаптации ребенка и родителей к новым условиям их проживания.

Работа с приемной семьей связана с вопросами обучения, воспитания и развития ребенка в ней, профилактики отказа родителей от ребенка, устранением проблем нежелания ребенка проживать в семье. Для этих целей социальный педагог проектирует программу, внося в нее корректировки по мере ее реализации и привлекая дополнительных специалистов, при необходимости: психолог, логопед, медицинские работники.

«Особенности социально-педагогической деятельности с приемной семьей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Функциональная роль социального педагога при работе с приемными семьями сводится к следующим направлениям деятельности:

  1. Анализ соответствия параметров семьи, ее социального статуса, финансового положения, психического здоровья обоих родителей, семейной обстановки и условий быта нормативным требованиям.
  2. Работа с потенциальными родителями по их подготовке к принятию в семью ребенка-сироты и его содержанию в ней.
  3. Выбор детей, которым необходима семья и которым подходит конкретная приемная семья.
  4. Подготовка детей к проживанию в новой семье.
  5. Сопровождение ребенка и его родителей при определении в приемную семью.
  6. Оценка эффективности воспитательной работы приемной семьи и ее функционирования в целом.
  7. Профилактическая работа с родственниками ребенка (при их наличии) по недопущению развития психических расстройств.
  8. Коррекционная работа с кровной семьей, отдающей младенцев в приемную семью.

Сопровождение социального педагога приемной семьи связано со встречами его с родителями, которая реализуется поэтапно. В это время происходит изучение семьи, рассматриваются особенности ее устройства и функционирования, оценивается состояние родителей, уровень их педагогической компетентности, привлекаются иные специалисты для коррекции проблем семьи и адаптации ребенка в новых условиях.

Реализация деятельности социального педагога сопровождается выполнением им следующих функций:

  1. Оценочная – оценка потребностей приемной семьи и ребенка, условий и ресурсного снабжения нормальной жизнедеятельности семьи;
  2. Оказание помощи семьям, которые не способны сами решить некоторые затруднения;
  3. Консультативная – проведение консультаций по вопросам воспитания и обучения ребенка, его адаптации, ухода за ним;
  4. Посредническая – привлечение к работе с семьей иных специалистов и обращение в различные институты, направление детей и родителей на лечение в конкретные учреждения и т.д.;
  5. Обучающая – знакомство родителей с основами воспитания, повышение их педагогической компетентности;
  6. Юридическая – оказание помощи в защите прав и свобод ребенка и решение юридических затруднений приемной семьи по вопросам усыновления, опеки над ребенком.

Стадии социально-педагогической работы с приемными семьями

Работа с приемными семьями проходит в несколько последовательных стадий:

  1. Поиск приемной семьи либо ребенка, требующего попечения родителей. Направление деятельности зависит от конкретной ситуации: либо имеется ребенок-сирота, которому необходимо найти семью, либо поступает обращение от семьи, желающей усыновить ребенка. Социальный педагог занимается подготовительной работой, включающей сбор информации: исследует данные, проводит опросы, предлагает к заполнению анкеты.
  2. Проведение первичной диагностики приемной семьи. Осуществляется сбор информации о конкретной семье. Для этого проводятся беседы с потенциальными родителями, анкетирования и интервью.
  3. Посреднические действия. Социальный педагог посещает промежуточное нахождение ребенка: семью, детский дом, приют, изучает условия проживания ребенка и его состояние, наблюдает за его поведением.
  4. Углубленная диагностика приемной семьи. Проводится анализ документации, изучаются проблемы семьи, ее социальное и материальное положение, семейный микроклимат. Социальный педагог, по-прежнему, может использовать методы анкетирования, беседы. Также используются специальные тесты и убеждение при беседе с родителями.
  5. Подготовительная работа по определению ребенка в семью. С родителями проводится беседа, вводная лекция, используются специальные расслабляющие упражнения, чтобы снять нервное напряжение, показываются видеофильмы и используется аудиоматериал для прослушивания информации о ребенке, включаются записи его голоса и иные материалы, способствующие плавному принятию ребенка потенциальными родителями.
  6. Определение ребенка в приемную семью. Родители проходят курс углубленного педагогического обучения, используется помощь специалистов: социологов, психологов.
  7. Сопровождение ребенка в семье. Социальный педагог посещает приемную семью в первое время, чтобы проанализировать состояние ребенка в ней, условия его проживания, консультирует родителей по каким-то вопросам.
Дата последнего обновления статьи: 19.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot