Социализация – это процесс усвоения социального опыта, социальных норм, правил поведения, а также формирование системы социальных знаний и навыков и личностных качеств, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде.
Сущность процесса социализации
Как понятно из самого определения, социализация тесно связана с социальной средой. Эта связь заключается в том, что социальное становление и развитие личности возможности только в социуме. Без социума, его влияния, его норм и ценностей, различных социальных отношений невозможно полноценное становление личности, невозможен процесс ее социализации.
Процесс социализации связан с вхождением индивида в общество. Он сопровождается его воздействием на разные стороны личности, на формирование ее основных качеств, на принятие основ культуры, на усвоение опыта жизнедеятельности предыдущих поколений.
В ходе социализации индивид берет на себя разные социальные роли и принимает определенные социальные обязанности. Также, на него возлагается определенная социальная роль- роль гражданина, члена социальной среды.
Сущность процесса социализации заключается в рассмотрении активной и пассивной позиции личности в данном процессе.
Активная позиция предполагает:
- Восприятие социума и его структуры, законов функционирования;
- Оценку социальной среды и уровня ее развития;
- Осмысление основ существования социума;
- Нахождение своего места в социальной среде – осознание своей причастности к данной сфере, слияние с ней;
- Оказание личностью воздействия на социальную сферу.
Если личность не влияет на социум, не стремится действовать на его благо и развитие, то такая позиция социализации будет носить пассивный характер.
Именно в преобразовании социального пространства и осознании своей причастности к нему и заключается сущность процесса социализации с позиции социологии.
Что касается социализации, рассматриваемой педагогической наукой, то сущность данного процесса состоит в формировании самосознания личности и воспитания ее стремления к самоизменению, саморазвитию, самосовершенствованию.
Социализация предполагает развитие личности во всех областях жизнедеятельности. Это развитие начинается с раннего возраста и продолжается в дошкольном.
Дошкольный возраст как сенситивный период социализации личности
Дошкольный возраст является самым оптимальным периодом социального становления и развития личности. Это обусловлено тем, что ребенок, возможно впервые попадает в социальную среду т.е. он становится членом детского коллектива, субъектом дошкольного образования. Начинается его активное взаимодействие с социумом. Причем, оно реализуется самостоятельно. Родители больше не сопровождают ребенка повсюду, лишают его чувства защиты. Он попадает в новую среду, в которой ему необходимо существовать. Начинается его освоение социальных норм поведения. Если ранее родители и прививали какие-то нормы поведения в социальной среде, то они носили для ребенка «размытый» характер т.е. они не осознавались им как нечто необходимое, жизненно важное. Социализация тесно связана с физическим и психологическим развитием личности. Она идет параллельно данным процессам и зависит от их сформированности.
Если рассматривать дошкольный возраст в качестве сенситивного этапа социального развития личности, то необходимо отметить такие его характеристики:
- Активное формирование навыков самостоятельной жизнедеятельности;
- Формирование основ произвольного поведения;
- Развитие предметной деятельности;
- Развитие навыков ситуативного коммуникативного взаимодействия;
- Речевое развитие;
- Выстраивание системы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми по определенным правилам;
- Зарождение основ сознательного поведения и самоконтроля;
- Формирование самооценки;
- Развитие понимания половой принадлежности.
Социальное развитие дошкольника опирается на взрослого, находящегося рядом с ним: родители, воспитатели, иные родственники.
Дошкольный возраст связан с социально-коммуникативным развитием ребенка и формирование его познавательной сферы. Они являются основой социального развития личности.
Рисунок 1. Особенности социализации детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Социальные свойства личности, формируемые в дошкольном возрасте
В ходе социализации закладываются важные свойства личности, обеспечивающее эффективность социального развития ребенка и его вхождение в социальное пространство. К ним относятся:
- Инициативность. Она отражает навыки принятия самостоятельных решений, проявление активности в разных видах и направлениях социальной деятельности, проявление самостоятельности. Инициативность формируется в активной деятельности дошкольника. Она требует от ребенка принятия решений и их реализацию, выполнение различных действий, направленных на достижение результата, решение посильных задач;
- Самостоятельность. Она отражает способности действовать без помощи и поддержки, решать задачи, выполнять работы без помощи и подсказки. Самостоятельность отражает активную позицию личности в процессе социального становления. Самостоятельность отражает готовность действовать, делать выбор, изменять свою деятельность по собственному усмотрению;
- Ответственность. Она связана с принятием на себя определенной социальной роли и несением конкретных обязательств, обусловленных ею. Ответственность предполагает усвоению социальных норм поведения и следование им. В дошкольном возрасте ответственность проявляется в качественном выполнении заданий, соблюдении режима дня, выполнении требований педагога, выполнении поручений.
Следует также отметить, что в ходе дошкольного развития формируются коммуникативные навыки детей. Они, также, закладывают основы социального развития личности, поскольку формируют умения устанавливать контакты с членами социума, взаимодействовать, разрешать конфликты, уважать мнения других людей и знание того, что собственная свобода выбора и деятельности ограничивается свободой выбора и деятельности других представителей социальной сферы жизнедеятельности.