Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности речевого аппарата детей, их влияние на освоение звуковой стороны речи

Возрастная динамика развития речевого аппарата ребенка

Определение 1

Речевой аппарат ребенка – это система органов, принимающих участие в формирование звуков речи.

Формирование речевой деятельности связано с функциональной работой нескольких областей головного мозга. Именно мозг служит тем плацдармом, на котором разворачивается осмысление звуков, которые слышит ребенок, здесь же реализуется двигательная работа артикуляционного аппарата, которая необходима для произношения звуков. Все речевые органы действуют по указаниям головного мозга. Они не способны к самостоятельному восприятию звуков и их произношению. Все происходит на основании сигналов, подаваемых мозгом в мышцы речевых органов, которые улавливают их и практически исполняют.

Мозг и речевой аппарат ребенка тесно связаны. Если речевой аппарат не способен функционировать без указаний головного мозга, то и мозг не может развиваться и совершенствоваться в своем функционировании, если не производится тренировка мышц речевого аппарата: восприятие и воспроизведение звуков речи. Это означает, что имеется непосредственная связь между развитием умственных способностей ребенка, мышцами речевого аппарата - артикуляции и развитием звуковой стороны речи.

Звуковая сторона речи ребенка развивается в несколько стадий:

  1. Рождение ребенка. Основным звуком, которым обладает ребенок является плач или крик. Таким образом дети выражают свою реакцию на внешние раздражители и выражают недовольство. Крик составляет фундамент дальнейшего развития звукопроизношения.
  2. Три-четыре месяца. В это время происходит развитие лепетания. Ребенок начинает произносить различные звуковые сочетания: агу, абу, кхе и т. д. В процессе лепета реализуется установка связи между кинестетическими раздражителями от проявления движений речевого аппарата и слуховыми органами.
  3. Четыре-восемь месяцев. В этот период происходит развитие лепета и его обогащение звуковым содержанием. Количество звуков, которые произносит ребенок возрастает.
  4. Восемь месяцев – год. В этот период развивается смысловая сторона речи ребенка. Ребенок осмысленно произносит сочетания звуков, причем осмысливает связь между предметами окружающего мира и звучанием слов, которые отражают их значение. Ребенок произносит отдельные слова, которые достаточно простые и отражают его связи с объектами окружающего мира: мама, папа, баба, дай.
  5. Первый год жизни. В этот период происходит расширение словарного запаса ребенка. Звуковая сторона речи не является четкой. Некоторые слова ребенок произносит достаточно легко и правильно, а некоторые коверкает. Как правило, ребенок произносит те слова, смысл которых он понимает или же, стремится подражать речи окружающих его взрослых.
  6. Ранний возраст. Этот этап в развитии звуковой стороны речи является достаточно длинным. он охватывает возраст от двух до пяти лет. в Произношении ребенка имеются разнообразные дефекты, связанные с пропуском, заменой букв и слогов, перестановкой и заменой звуков. И, хотя к трехлетнему возрасту, ребенок уже полностью овладевает навыками звукового произношения, его фонетическая сторона речи оказывается недоразвитой. Возникает проблема с произношением шипящих звуков.
  7. Пять – семь лет. Это период становления нормальной речи ребенка. Звуковая сторона речи оказывается полностью сформированной, исчезают дефекты произношения. Это происходит потому, что речевой аппарат совершенствует свою работу: она становится более четкой и совершенной, а также разграниченной.
«Особенности речевого аппарата детей, их влияние на освоение звуковой стороны речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Компоненты фонетической стороны речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Компоненты фонетической стороны речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Каждый возрастной этап развития речи ребенка имеет свои недостатки в формировании звуковой стороны речи, которые обусловлены особенностями развития речевого аппарата ребенка. Они не являются патологиями, а просто отражают медленность, поэтапность развития моторных функций речевого аппарата.

Особенности овладения детьми звуковой стороной языка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Особенности овладения детьми звуковой стороной языка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Анатомические особенности строения речевого аппарата и механизмы развития звуковой стороны речи

Речь выступает важным компонентом в развитии организма ребенка. От нее, во многом, зависит нормальное функционирование его познавательной деятельности, развитие памяти, внимания и эффективное прохождение социализации ребенком. При этом речь развивается в результате работы головного мозга и полностью зависит от особенностей его функционирования.

В мозгу имеется особый речевой центр – речевой аппарат. Именно он обеспечивает развитие звуковой стороны речи. Однако, речь и ее функционирование, развитие всех ее сторон связано с наличием в организме сложных функциональных систем, находящихся в области функционирования центральной нервной системы и, зависящих от ее состояния и развития.

По своему функциональному строению, речевой аппарат можно представить в виде совокупности анализаторов, каждый из которых отвечает за развитие отдельных сторон речи, ее восприятие, улавливание внешних раздражителей и реагирование на них. К таким анализаторам относятся:

  • Двигательный.
  • Слуховой.
  • Визуальный.

Анализаторы выполняют свою работу следующим образом: они имеют специальные рецепторы, которыми воспринимают раздражения, затем проводят их по путям коры головного мозга, чтобы проанализировать и синтезировать эти раздражения. Затем происходит передача итогов анализа и синтеза из коры головного мозга по пирамидным путям и нервным окончаниям, которые ведут к периферии речевого аппарата организма, мышцы которого содержат окончания двигательных нервов. Именно таким образом реализуется звуковое произношение.

Что касается крика или лепета, свойственного звуковой стороне речи на ранних этапах возрастного развития ребенка, то они требуют для их формирования только участие некоторых элементов стволовых структур коры головного мозга.

Речедвигательный анализатор речевого аппарата включает в свой состав кору головного мозга, подкорковые ядра, стволы и нервные окончания головного мозга, двигательные пути, периферические нервы, которые связывают дыхательные пути, голосовые связки и артикуляционный аппарат.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot