Предпосылки овладения детьми звуковой стороной речи
Звуковая сторона речи – это комплекс фонетических и фонематических языковых средств, а также просодического языкового компонента, объединение которых позволяет воспринимать окружающую речь и воспроизводить ее.
Звуковая сторона речи начинает формироваться с раннего возраста ребенка. В данном случае имеется в виду полноценное звуковое восприятие и произношение, а не дофонемное развитие речи, сопряженное с непониманием фонетического состава слов и произношением только отдельных звук в виде лепета.
Предпосылки развития полноценного звукового восприятия, как правило, формируются ближе к трех летнему возрасту. Это обусловлено динамикой развития речевых процессов и началом становления речевого аппарата только после двух летнего возраста. В этот же период происходит установление связей между работой слухового аппарата и речедвигательными функциями.
Основными предпосылками развития у дошкольника звуковой стороны речи и овладения им звуковой культурой родного языка являются следующие:
- Полноценное развитие фонематического восприятия. Оно выражается в правильном реагировании на речь людей, в ее понимании и выполнении команд, а также развитием потребности в овладении разнообразными речевыми звуками и их верном произношении.
- Нормальный уровень развития коры головного мозга, отвечающей за функционирование речевого аппарата и речедвигательных функций. Здесь, необходимо исключить наличие каких-либо отклонений и патологий развития.
- Состояние пластичности нервной системы находится на высоком уровне. Не имеется отклонений в функционировании ЦНС, приводящих к нарушению психических процессов.
- Развитая подражательность. Предполагается повышенное стремление ребенка к подражанию т.е. он желает копировать не только поведение взрослых, но и воспроизводить их речь.
Звуковая сторона речи активно формируется именно на дошкольном этапе развития ребенка. Ее несформированность по истечению этого возраста свидетельствует о той или иной речевой патологии. Если ребенок к старшему дошкольному возрасту коверкает звуки, то формируется косноязычие, которое будет проблематично скорректировать в дальнейшем.
Развитие речи, освоение ее звуковой стороны напрямую связано с формированием языкового сознания ребенка. Оно выступает составным компонентом механизма речи и не имеет связи с психическим развитием и не совпадает с языковыми единицами. При этом, оно тесно связано с разными сторонами речи и оказывает воздействие на навыки речевого восприятия и произношения.
Развитие языкового сознания ребенка
Развитие языкового сознания ребенка начинается в раннем возрасте и проходит завершающие этапы своего полноценного становления уже в дошкольном.
Основными этапами развития языкового сознания являются:
- Дофонематический этап. Он приходится на грудной период развития ребенка, когда он не понимает звуки, которые слышит, естественно не различает их и сам не владеет навыками произношения.
- Этап становления фонематического восприятия. Более далекие фонемы воспринимаются и дифференцируются ребенком, а более близки нет. Вообще, восприятие звуков речи ребенком носит искаженный характер. Отсутствует понимания правильности и неправильности произношения. Собственное произношение, также, является искаженным: звуки могут путаться, а произнесение первых слов был совершенно неверным. Данный этап начинается с годовалого возраста ребенка.
- С полутора лет начинает формироваться адекватное фонематическое восприятие. Ребенок уже различает звуки и правильность их произношения. При этом, произношение ребенком звуков в большинстве случаев является неверным т.е. отсутствует связь между фонематической и фонетической стороной речи. Речевой аппарат еще недоразвит, потому эта связь не установлена.
- Формирование новых основ фонематического восприятия. При этом, языковое сознание еще не осознает, что старая форма восприятия должна быть заменена на новую, а потому она продолжает функционировать. Произношение ребенка становится более активным и речь приобретает более правильную произносительную основу. Данный этап начинает свое развитие после трех лет.
- Завершающий этап фонематического развития речи. Ребенок правильно воспринимает речь и верно ее воспроизводит. Языковое сознание формирует звуковые образы слов и отдельных звуков и дифференцирует их. Этап завершается, как правило, к пяти-шести летнему возрасту.
Данные этапы становления языкового сознания определяют и специфику развития фонематической стороны речи и особенности содержания речевого обучения и развития в каждом возрастном периоде.
Фонетическое развитие дошкольников
На разных этапах дошкольного возраста имеется специфика формирования фонетической стороны речи. Это связано с этапами становления и развития речевого аппарата.
В трехлетнем возрасте наблюдается несовершенство звукового произношения. Оно только начинает формироваться, и ребенок заменяет звуки местами, коверкает их.
К четырем годам происходит совершенствование звукового произношения и овладение многими звуками речи. При этом речь еще несовершенна.
Можно выделить ряд особенности фонетической стороны речи дошкольников разных возрастных групп:
- Смягчение звуков в трехлетнем возрасте, замена заднеязычных звуков переднеязычными и звонких глухими, проблематичность произнесения шипящих и свистящих звуков. Также, отмечается сокращение слов при произношении, замена звуков местами, пропуск отдельных звуков, их слияние и уподобление.
- Формирование более-менее внятного произношения всех звуков к четырехлетнему возрасту.
- Неустойчивость нервных связей, приводящая к нарушению функционирования фонематического восприятия в младшем дошкольном возрасте.
- Отсутствие осознанного восприятия проблем своего произношения: выявление ошибок и недочетов в произношении до пятилетнего возраста.
- Нарушение в произнесение свистящих, шипящих и сенсорных звуков наблюдается до старшего дошкольного возраста и требует корректировки.
- Противоречия в развитии фонетической стороны речи в возрасте 4- 5 лет. Они вызваны развитостью фонематического восприятия, чувствительностью речи и недоразвитостью артикуляции. Она формируется позднее, а в этот период ребенок не придает значение ее функционированию при речевом взаимодействии.
Рисунок 1. Особенности овладения детьми звуковой стороной языка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ