Исследовательская деятельность младших школьников как творчество
Исследовательское обучение – это подход к обучению, выстроенный на основании естественного стремления детей к процессу самостоятельного изучения окружающего мира.
Главной целью исследовательского обучения является – сформировать способность самостоятельного, творческого освоения и реализации новых способов деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Деятельность исследователя – это творческая деятельность, а сам исследователь выступает в роли творца.
Выделено несколько характеристик творчества посредством ориентировки на которые можно осуществлять диагностику наличия и степени развития творческих способностей.
Одной из основных характеристик творческого потенциала личности выступает креативность.
Исследовательская деятельность – деятельность творческая, поэтому отсутствуют общие универсальные схемы, в соответствии с которыми она развивается. Но специалисты стремятся к выработке приемов и алгоритмов, позволяющих отыскать этот универсальный метод.
Обучение младших школьников специальным знаниям, умениям и навыкам, которые нужны для исследовательского поиска, а также методам обработки полученной информации – непростая задача. В связи с этим практически отсутствует конкретный дидактический материал по развитию творческого мышления учащихся с учетом возраста.
Основное, базовое умение исследователя – это умение выдвигать гипотезу, строить различные предположения. Это умение нужно специально тренировать. Например, можно предложить детям выдвинуть гипотезу о том, как птицы узнают дорогу на юг. Дети могут строить свои предположения – по солнцу и звездам, по траве и растениям и пр.
Важное умение любого исследователя – умение задавать вопрос. Дети любят задавать вопросы, а если их не отучать от этого, то они могут достичь высокого уровня в этом искусстве.
Чтобы развить умение задавать вопросы можно использовать различные упражнения:
- задавать вопросы, изображенному в учебнике герою;
- предположить, какие вопросы может задать изображенный в учебнике герой;
- задания, предполагающие исправление чьих-либо ошибок – логических, фактических, стилистических и пр.
Наиболее значимое умение, необходимое каждому исследователю– умение выделять главную мысль. Это сложное искусство зачастую не свойственно даже студентам университетов, но обучать ему можно и нужно даже детей. Наиболее простым методическим приемом для этого выступают простые графические схемы, например, схема «дом с колоннами». Главная идея в ней обозначается большим треугольников, колонны – это факты, которые ее подтверждают, а заключительная фраза – прямоугольник, лежащий в основании. Эта схема, несмотря на свою простоту, помогает выявлять логическую структуру текста.
В работе с младшими школьниками целесообразно использовать методику исследовательского обучения С. Броокшоу и С. Кейплан, а также методику проведения учебных исследований с учениками начальной школы. Также необходимо учесть, что разрабатывать исследования дети могут не только индивидуально, но и парами либо в небольших группах.
Особенности и принципы проведения опытов, обеспечивающих формирование исследовательских умений младших школьников
В 1-2 классах, знакомясь с окружающим миром, у школьников идет формирование отдельных представлений об объектах природы, накапливается информация о состоянии погоды, растениях и животных в разное время года.
В 3-4 классах дети изучают самостоятельный предмет – природоведение, предполагающий систему знаний о живой и неживой природе, раскрытие основных закономерностей и взаимосвязей между элементами природы.
Основным методическим требованием к задачам-вопросам в начальной школе является то, что ответ на них должен демонстрировать то, в какой степени младший школьник может творчески пользоваться имеющимся у него запасом знаний, умеет ли он думать и насколько свободно владеет фактами о природе, для выявления основных связей в живой и неживой природе:
- изменение полуденной высоты солнца в зависимости от сезона: летом солнце стоит высоко над горизонтом, его путь на небе длинный, а продолжительность дня большая. Зимой же солнце поднимается над горизонтом низко и продолжительность дня небольшая;
- зависимость температуры воздуха от высоты солнца и продолжительности дня – чем выше солнце стоит в полдень, тем больше тепла получает поверхность земли и тем выше температура воздуха;
- зависимость осадков от облачности: продолжительный обложной моросящий дождь и мокрый снег осенью, кратковременные ливни летом;
- зависимость состояния почв и водоемов от температуры воздуха: при понижении температуры воздуха ниже нуля градусов поверхность почвы замерзает, а на водоемах образуется корка льда;
- зависимость изменения растительности от степени освещения солнцем и от температуры воздуха – изменение окраски листьев на деревьях и кустарников, отмирание наземных частей трав при уменьшении количества солнечного света;
- зависимость жизни животных от изменения неживой природы – похолодания, появления снега, что усложняет добычу питания и пр.
Чтобы выработать умение обобщать, а также тренировать учеников выполнять действия определенной глубины и широты, следует пользоваться на уроках природоведения соответствующие вопросы и познавательные задачи, которые могут составляться в четырех вариантах сложности.
- Первый вариант – наиболее простой – предполагает воспроизведение знаний и умений, включая умение обобщать. Например, что происходит с листьями осенью?
- Второй вариант – предполагает осуществление неширокого переноса знаний и действий, выработка у учеников алгоритма этих действий. Например, благодаря чему происходят изменения в жизни деревьев осенью?
- Третий вариант – более сложный, предусматривающий действия более глубокие и широкие, а также самостоятельные обобщения. Например, объясните, почему большинство деревьев сбрасывают листья осенью. Раскройте сущность листопада. Почему некоторые деревья не сбрасывают листву, как называются такие деревья?
- Четвертый вариант – наиболее сложный, предполагает умение самостоятельно формулировать цель задания и гипотезу, которая может стать его основой, а также умение самостоятельно планировать ход выполнения задания, наблюдения, их анализ и формулировка выводов.