Факторы развития игровой зависимости у подростков
Игровая зависимость – это психологическая зависимость от игровой компьютерной деятельности, отрицательно сказывающаяся на физическом и психическом здоровье человека и его социальном существовании.
Компьютерные игры, видеоигры в настоящее время являются серьезной угрозой социальному развитию. Это связано с тем, что игровая зависимость приводит к тому, что у человека возникают нарушения восприятия реального и виртуального мира. В итоге, играющий переносит в реальный мир действия игры, которые не всегда положительные и благоприятные для общества. Например, виртуальное убийство, кража, зачастую выступают приоритетной целью игры, достижение которой сулит получение приятных призов.
Дети подросткового возраста, в силу его специфики, особо подвержены игровой зависимости. Видео игры помогают человеку уйти от реальности, проблем, волнительных жизненных обстоятельств, а также являются заменой того, что не хватает ребенку: внимание родителей, общения со сверстниками, отсутствие друзей, занятие желаемого социального статуса, любимый человек или неразделенная любовь.
Подростковый возраст характеризуется противоречивым поведением детей, активным всплеском эмоций, вызванных гормональной перестройкой организма и иными изменениями в поведении, реакциях и поступках ребенка. Кроме того, в этот период происходят интенсивные физиологические изменения организма, к которым ребенок должен приспосабливаться.
В этой связи подростковый возраст сам по себе является фактором, провоцирующим развитие игровой зависимости. Ее основными причинами формирования являются:
- Недостаток теплоты со стороны родителей;
- Нетеплые и безэмоциональные отношения в семье;
- Неимение серьезных увлечений, интересов к какому-то виду деятельности, не связанной с ПК;
- Отсутствие коммуникативных навыков или проблемы с их установлением в обществе;
- Отсутствие дружеских связей и эмоциональных привязанностей;
- Проблемы с учебной деятельностью;
- Стремление к самоутверждению и самореализации;
- Жажда приключений, адреналина, которые могут быть получены из сюжета компьютерной игры.
Семья, ее микроклимат и отношения между родителями выступают наиболее значимым фактором, влияющим на возникновение игровой зависимости в подростковом возрасте. в семье могут существовать проблемы во взаимоотношениях родителей, проявляться нехватка педагогической компетентности родителей, иметься созависимость, авторитаризм, бездуховность или, напротив, гиперопека ребенка.
Кроме того, ближайшее окружение ребенка имеет на него сильное воздействие. От того, какие люди окружают ребенка, имеются в виду педагоги, сверстники, иные родственники, какие у них интересы, взгляды и убеждения, во многом, зависит рациональное развитие ребенка, формирование у него здоровых интересов и увлечений.
Индивидуальная специфика развития каждого ребенка в подростковом возрасте, его способность к перенесению этого периода с последствиями нервно-психического характера или без них, развитие комплексов, переживаний собственного утверждения, развитие гиперактивности, депрессивных состояний влияет на формирование игровой зависимости через стремление погрузится в компьютерный мир, который отдаляет от реальности и погружает в желаемую действительность.
Компьютерные игры являются, на сегодняшний день тем явлением, которое помогает подросткам в нахождении друзей, приобщении к какой-либо референтной группе, помогает чувствовать себя современным и продвинутым. Это является тем фактором, который подталкивает подростка к погружению в игровое пространство.
Игра является иллюзорным средством, помогающим в удовлетворении потребностей ребенка и решении его злободневных проблем. Также, игра помогает в самоидентификации ребенка и нахождении своего места в социальном пространстве воображаемого мира, помогающего подростку в самовыражении и балансировании своего психического состояния.
Коррекция игровой компьютерной зависимости у детей подросткового возраста
Коррекционная работа, ориентированная на профилактику и устранение игровой зависимости у подростков может проводится в индивидуальной форме, включая работу психологов, социальных работников и иных специалистов с подростками и их родителями, а также проводится в форме групповых занятий: тренингов, психологических семинаров, интерактивных игр.
Коррекционная работа по преодолению игровой зависимости ориентирована на решение ряда важных задач:
- Формирование у подростков доверия к миру, осознание потребности в собственной защите и развитии чувства безопасности, снижение тревожности;
- Осознание и принятие собственных чувств, наличие эмоций разного характера и формирование навыков их контроля;
- Развитие у подростков чувства долга и ответственности. Здесь это касается своих чувств, интересов и желаний;
- Формирование навыков контроля и выброса агрессивных эмоций;
- Устранение комплексов и чувства неполноценности;
- Принятие своего «Я» со своей индивидуальной спецификой.
Для решения данных задач в практике психолого-педагогической работы применяется большое разнообразие социально-психологических игровых тренингов. Они позволяют провести профилактику развития игровой зависимости, а также устранить ее проявления на начальных стадиях.
Игровые тренинги способствуют формированию адекватной самооценки у учащихся, формируют навыки рефлексии, развивают адекватное отношение к окружающему миру и учат построению коммуникативных связей.
Индивидуальная коррекционная работа проводится на основе применения методов психологического воздействия. Они помогают в раскрытии реальных потребностей и мотивов погружения подростков в игровой мир.
Кроме того, существует ряд методов, позволяющих собрать «Я» личности в целостную структуру, исключив его разделение на реальное и виртуальное. Например, метод символдрамы, который строится на образном фантазировании, помогает в разрешении данной проблемы подросткового личностного развития.