Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности представлений родителей о воспитании эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста в семье

Определение 1

Эмоциональная отзывчивость – это способность человека к сопереживанию, сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний.

Особенности получения эмоционального опыта детьми раннего возраста в условиях семьи

Ведущая роль в воспитании у ребенка раннего возраста эмоциональной отзывчивости отводится его семье. Именно в условиях семьи и под воздействие близких людей (родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев и т.д.) закладываются эмоционально-нравственные основы ребенка, формируется его первый чувственный опыт (идеалы и убеждения, отношение к разным видам деятельности и окружающим людям). Опыт каждого ребенка индивидуален, так как индивидуальна система ценностей и оценок семьи, в которой он воспитывается и развивается.

Замечание 1

Таким образом, в первую очередь семья определяет содержание и уровень эмоционального развития ребенка, систему его духовных и материальных ценностей.

В семье ребенок получает свой первый жизненный опыт, от того какие взаимоотношения в семье, какие отношения между родителями зависит его эмоциональное развитие. Если семья не полная (нет, не только одного из родителей, но братьев, сестер или бабушки с дедушкой), или же имеются различные бытовые и внутрисемейные проблемы, то эмоциональный опыт ребенка будет существенно ограничен. Приобретенный в такой семье эмоциональный опыт будет не только ограниченным, но и односторонним.

Под односторонностью эмоционального опыта ребенка понимается развитие одних личностных качеств и недоразвитие, либо полная неразвитость других. Связано это с тем, что в неполных семьях зачастую одним личностным качествам придается больше значимость, чем другим, либо же ребенок не имеет возможность прожить определенный эмоциональный период в реальной жизни.

«Особенности представлений родителей о воспитании эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста в семье» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 2

Например, если в семье нет бабушки и дедушки, то у ребенка не будет развито чувство эмоциональной отзывчивости по отношению к пожилым людям, ребенок попросту не будет знать, что они нуждаются в особой заботе и любви.

Таким образом, родителям необходимо понимать и осознавать, что эмоциональный опыт ребенка должен быть разнообразным, порой противоречивым и неоднородным. Все это возможно только в том случае, если у родителей разные ценностные ориентации. Например, мама прививает ребенку отзывчивость и чуткость, а отец культивирует такие качества личности как забота о близких людях и сила духа. В этом случае у ребенка будет развита эмоциональная отзывчивость и необходимые личностные качества.

Условия воспитания эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста в семье

В воспитании эмоциональной отзывчивости у детей в семье необходимо:

  1. Создать благоприятный эмоциональный микроклимат в семье – доброжелательные взаимоотношения между членами семьи, основанные на взаимной любви и уважении. Ребенок должен чувствовать, что родители любят друг друга и его, проявляют заботу по отношению ко всем членам семьи.

  2. Правильно сформировать представления об идеальных качествах личности у родителей – только в этом случае родители смогут привить своему ребенку положительные привычки, навыки и нормы поведения в обществе, правильное отношение к сверстникам и взрослым. Необходимо отметить, что в большинстве семей родители больше уделяют внимание развитию таких качеств как усидчивость, самостоятельность и сосредоточенность. И крайне редко уделяют внимание таким личностным качествам как внимание и доброта по отношению к другим людям. Необходимо собственным примером показывать, что доброжелательное отношение к другим людям является важным качеством личности и оказывает положительное влияние на установление положительного контакта с другим человеком.

  3. Сделать так, чтобы ребенок не видел переживания родителей по поводу его развития или формирования у него каких-то личных качеств. В том случае, если родители открыто обсуждают недостатки ребенка, сетуют на его неуспешность в развитии, то это может негативно сказаться на дальнейшем развитии ребенка, так как он будет чувствовать себя виноватым. Задача родителей исправить возможные недостатки и негативные личностные проявления, усилить положительные стороны ребенка посредством системного воспитания, включающего в себя одновременное развитие физических, интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств. Большое значение имеет так же и тот момент, что процесс воспитания личности ребенка, формирования у него желаемых качеств, является процессом длительным и требует ежедневного системного подхода. То есть воспитанием и развитием следует заниматься постоянно, а «не от случая к случаю».

  4. Привлекать ребенка к участию в ежедневных семейных делах, таких как уборка, стирка, приготовление еды и т.д. Необходимо не просто привлекать ребенку к выполнению работы, но и давать ему личные поручения, обязательно хвалит за выполненное дело, даже если его помощь была незначительной или он не справился с ней в полной мере. Похвала укрепляет веру ребенка в себя, свои силы и собственную значимость. Ребенок понимает, что его помощь ценна для родителей, он видит их положительный эмоциональный отклик на свои старания. В дальнейшем ребенок будет не только стремиться помогать родителям, но и сам научится положительно эмоционально откликаться на просьбу о помощи.

  5. В полной мере осознавать собственную значимость в воспитании ребенка, формировании у него личностных качеств и черт характера. Включая ребенка, в силу его возможностей, в дела семьи, родители способствуют развитию у него таких качеств как внимание к другим, умение слушать и понимать, откликаться на просьбу и т.д. То есть, большое значение в воспитании ребенка и развитии у него эмоциональной отзывчивости имеет личный пример родителей, которые в раннем возрасте представляют собой эталон для ребенка. Поэтому крайне важно правильно проявлять свои эмоции, тем самым подавая положительный пример эмоциональной отзывчивости

Замечание 3

Таким образом, первостепенное значение в воспитании эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста отводится семье. Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных умений и навыков.

Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального развития.

Дата последнего обновления статьи: 27.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot