Трудные дети и их особенности
Трудный ребенок – это ребенок, требующий к себе особого отношения и воспитательного воздействия в силу своей замкнутости, незнания меры в поведении и поступках, закрытости, агрессивности к окружающим.
Трудные дети требуют к себе особого отношения со стороны взрослых и выработки особой линии воспитания и обучения.
Среди особенностей развития и поведенческих реакций трудных детей можно выделить следующие:
- Импульсивность. Если ребенок является чрезмерно активным и эмоциональным, суетливым, недисциплинированным, неспособным концентрироваться на одной деятельности в течение длительного времени, контролироваться свои действия и подавлять свои порывы, то таких детей имеют «трудными». Трудность состоит в их нежелании следовать установленным правилам поведения, контролировать свое поведение, ограничивать свое «Я хочу», доводить начатое дело до конца, уважать товарищей по общению.
- Заторможенность. Она связана со спокойным поведением ребенка. Такие дети никому не мешают, занимая пассивную позицию в коллективе, да и в обществе вообще. Они не проявляют никакого интереса к тому, что их окружает, что происходит рядом с ними. Им неинтересно играть с сверстниками, общаться с ними. От них не дождешься проявления инициативы и активности. Они готовы к выполнению команд и указаний и смиренно их выполняют.
- Тревожность. Она является устойчивым эмоциональным состоянием, связанным с беспокойством, боязнью окружающего мира и различных процессов, происходящих в нем. Такие дети бояться начинать что-то новое, познавать этот мир. Им трудно привыкать к новой обстановке, вступать в новые социальные связи. Тревожность приводит к развитию заниженной самооценки и неуверенности в себе.
- Агрессивность. Она связана с проявлением по отношению к окружающим злости, вызывающей желание нанести какой-либо вред. Агрессивные дети бьют других просто так, а не в ответ, ломают игрушки и иные предметы, используют словесные угрозы и оскорбления.
Развитие данных особенностей является следствием разнообразных причин. Здесь имеет значение и стиль семейного воспитания и взаимодействия с ребенком, непринятие родителей или сверстников, проявления безразличия к ребенку, его желание показать себя и свои силы, генетические факторы, а также имеющиеся патологии физического и психического развития ребенка.
Наличие данных особенностей приводит к сложностям общения с ребенком, а также усложняет процесс их воспитания. Стандартные методы воспитательного воздействия не приносят должного эффекта.
Особенности взаимодействия с импульсивными дошкольниками
Стратегия взаимодействия с дошкольником, характеризующимся импульсивным поведением основана на формирование у него осознанного принятия правил поведения и мотивации к их соблюдению.
Ребенок дошкольного возраста еще неполноценно сформированный человек. Его психические процессы находятся в стадии развития, логическое мышление только начинает формироваться. Потому, усвоение правил должно носить желанный характер т.е. ребенок должен захотеть их соблюдать.
Работа по установлению взаимодействия с импульсивными детьми сводится к следующим направлениям:
- Организация игр с правилами. Если ребенок желает достичь определенного результата в игровом процессе (например, отыскать сокровища), то ему необходимо соблюдать установленные правила. Это мотивирует его к действию. В таких играх актуально и участие взрослого. Ребенок наблюдает за тем, что и взрослому требуется соблюдать правила игры.
- Организация бесед о совершенных действиях. Когда импульсивный ребенок нарушает правила, не контролирует свои действия, то следует акцентировать на этом внимание. Например, обсуждается ход игры по ее завершению, анализируются успехи и неудачи, а также выявляются их причины. Также, обсуждается поведение ребенка во взаимоотношениях со сверстниками.
- Развитие мотивации к действию. Мотивация побуждает действовать в соответствии с правилами, заставляет ребенка контролировать свое поведение. Необходимо стимулировать ребенка к соблюдению правил различными поощрениями, наградами, похвалой, назначением какой-то должности и т.д.
Особенности взаимодействия с агрессивными дошкольниками
Агрессия является следствием эмоционального состояния ребенка и неспособности его контролировать. Чтобы установить взаимодействие с агрессивным ребенком, необходимо использовать разные варианты работы:
- Формирование навыков работы с гневом. Дошкольника необходимо научить выплескивать свой гнев не на окружающих, а иными способами. Как правило, используются игры, в которых дети пинают подушки при раздражении, кричат, считают до десяти, дышат и представляют что-то хорошее.
- Формирование чувственной стороны личности ребенка. Необходимо дать ребенку понимание чувств и их значимости. Детей учат распознавать собственные чувства и чувства окружающих, их эмоциональное состояние, сочувствовать и проявлять милосердие. Используется чтение сказок, рассмотрение жизненных ситуаций, сюжетно-ролевые игры.
- Формирование основ конструктивного взаимодействия. Детей учат разрешать конфликты мирным путем, без применения силы и проявления агрессии. Обучение осуществляется на основе сюжетно-ролевых игр.
Особенности взаимодействия с тревожными детьми
Тревожность детей характеризуется страхом перед чем-то. Они бояться выполнять какое-то действие, поскольку не уверены в собственных силах. Тревога не позволяет ребенку расслабиться и поверить в себя.
Взаимодействие с тревожным ребенком строится по следующим направлениям:
- Повышение самооценки дошкольника. Используется система поощрений, дается похвала любому действию, выполненному самостоятельно.
- Формирование навыков саморегуляции в конкретных ситуациях. Для этого применяются игры-драматизации, приемы рисования страхов, обсуждения того, что беспокоит ребенка, чего он боится.
- Снятие мышечного напряжения. Для этого используется гимнастика на расслабление. Она включается в промежутки между подвижными играми, на учебных занятиях, перед выполнением сложных заданий.
Рисунок 1. Правила общения с тревожными детьми. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ