Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности общения с «трудными» дошкольниками

Трудные дети и их особенности

Замечание 1

Трудный ребенок – это ребенок, требующий к себе особого отношения и воспитательного воздействия в силу своей замкнутости, незнания меры в поведении и поступках, закрытости, агрессивности к окружающим.

Трудные дети требуют к себе особого отношения со стороны взрослых и выработки особой линии воспитания и обучения.

Среди особенностей развития и поведенческих реакций трудных детей можно выделить следующие:

  1. Импульсивность. Если ребенок является чрезмерно активным и эмоциональным, суетливым, недисциплинированным, неспособным концентрироваться на одной деятельности в течение длительного времени, контролироваться свои действия и подавлять свои порывы, то таких детей имеют «трудными». Трудность состоит в их нежелании следовать установленным правилам поведения, контролировать свое поведение, ограничивать свое «Я хочу», доводить начатое дело до конца, уважать товарищей по общению.
  2. Заторможенность. Она связана со спокойным поведением ребенка. Такие дети никому не мешают, занимая пассивную позицию в коллективе, да и в обществе вообще. Они не проявляют никакого интереса к тому, что их окружает, что происходит рядом с ними. Им неинтересно играть с сверстниками, общаться с ними. От них не дождешься проявления инициативы и активности. Они готовы к выполнению команд и указаний и смиренно их выполняют.
  3. Тревожность. Она является устойчивым эмоциональным состоянием, связанным с беспокойством, боязнью окружающего мира и различных процессов, происходящих в нем. Такие дети бояться начинать что-то новое, познавать этот мир. Им трудно привыкать к новой обстановке, вступать в новые социальные связи. Тревожность приводит к развитию заниженной самооценки и неуверенности в себе.
  4. Агрессивность. Она связана с проявлением по отношению к окружающим злости, вызывающей желание нанести какой-либо вред. Агрессивные дети бьют других просто так, а не в ответ, ломают игрушки и иные предметы, используют словесные угрозы и оскорбления.

Развитие данных особенностей является следствием разнообразных причин. Здесь имеет значение и стиль семейного воспитания и взаимодействия с ребенком, непринятие родителей или сверстников, проявления безразличия к ребенку, его желание показать себя и свои силы, генетические факторы, а также имеющиеся патологии физического и психического развития ребенка.

Наличие данных особенностей приводит к сложностям общения с ребенком, а также усложняет процесс их воспитания. Стандартные методы воспитательного воздействия не приносят должного эффекта.

Особенности взаимодействия с импульсивными дошкольниками

Стратегия взаимодействия с дошкольником, характеризующимся импульсивным поведением основана на формирование у него осознанного принятия правил поведения и мотивации к их соблюдению.

Ребенок дошкольного возраста еще неполноценно сформированный человек. Его психические процессы находятся в стадии развития, логическое мышление только начинает формироваться. Потому, усвоение правил должно носить желанный характер т.е. ребенок должен захотеть их соблюдать.

«Особенности общения с «трудными» дошкольниками» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Работа по установлению взаимодействия с импульсивными детьми сводится к следующим направлениям:

  1. Организация игр с правилами. Если ребенок желает достичь определенного результата в игровом процессе (например, отыскать сокровища), то ему необходимо соблюдать установленные правила. Это мотивирует его к действию. В таких играх актуально и участие взрослого. Ребенок наблюдает за тем, что и взрослому требуется соблюдать правила игры.
  2. Организация бесед о совершенных действиях. Когда импульсивный ребенок нарушает правила, не контролирует свои действия, то следует акцентировать на этом внимание. Например, обсуждается ход игры по ее завершению, анализируются успехи и неудачи, а также выявляются их причины. Также, обсуждается поведение ребенка во взаимоотношениях со сверстниками.
  3. Развитие мотивации к действию. Мотивация побуждает действовать в соответствии с правилами, заставляет ребенка контролировать свое поведение. Необходимо стимулировать ребенка к соблюдению правил различными поощрениями, наградами, похвалой, назначением какой-то должности и т.д.

Особенности взаимодействия с агрессивными дошкольниками

Агрессия является следствием эмоционального состояния ребенка и неспособности его контролировать. Чтобы установить взаимодействие с агрессивным ребенком, необходимо использовать разные варианты работы:

  1. Формирование навыков работы с гневом. Дошкольника необходимо научить выплескивать свой гнев не на окружающих, а иными способами. Как правило, используются игры, в которых дети пинают подушки при раздражении, кричат, считают до десяти, дышат и представляют что-то хорошее.
  2. Формирование чувственной стороны личности ребенка. Необходимо дать ребенку понимание чувств и их значимости. Детей учат распознавать собственные чувства и чувства окружающих, их эмоциональное состояние, сочувствовать и проявлять милосердие. Используется чтение сказок, рассмотрение жизненных ситуаций, сюжетно-ролевые игры.
  3. Формирование основ конструктивного взаимодействия. Детей учат разрешать конфликты мирным путем, без применения силы и проявления агрессии. Обучение осуществляется на основе сюжетно-ролевых игр.

Особенности взаимодействия с тревожными детьми

Тревожность детей характеризуется страхом перед чем-то. Они бояться выполнять какое-то действие, поскольку не уверены в собственных силах. Тревога не позволяет ребенку расслабиться и поверить в себя.

Взаимодействие с тревожным ребенком строится по следующим направлениям:

  1. Повышение самооценки дошкольника. Используется система поощрений, дается похвала любому действию, выполненному самостоятельно.
  2. Формирование навыков саморегуляции в конкретных ситуациях. Для этого применяются игры-драматизации, приемы рисования страхов, обсуждения того, что беспокоит ребенка, чего он боится.
  3. Снятие мышечного напряжения. Для этого используется гимнастика на расслабление. Она включается в промежутки между подвижными играми, на учебных занятиях, перед выполнением сложных заданий.

Правила общения с тревожными детьми. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Правила общения с тревожными детьми. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 10.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot