Виды публичной речи. Правила публичного выступления
Публичное выступление – это тип общественного мероприятия, в ходе которого оратор сообщает аудитории определенную информацию.
Принято выделять следующие виды публичной речи:
- социальная публичная речь, которая помогает выражать родственные или общественные отношения, например, поздравления с праздниками, тосты и пр.;
- церковное красноречие – проповеди, общение со священнослужителями. В данных типах речи отсутствует логика, аргументация, профессиональная терминология, слушатели не ищут в ней факты;
- судебные речи имеют четкий стиль изложения и аргументации. Данный тип речи отличает степень ответственности, так как содержание речи оказывает влияние на человеческие судьбы;
- академическое искусство публичной деятельности наполнено профессиональной терминологией или научными выражениями, сюда входят научные доклады, обзоры и лекции;
- политические жанры публичной речи – это произнесение речи на экономические, политические, социальные темы. Данный тип ораторского мастерства актуален при проведении митингов, агитаторских и патриотических мероприятий.
Кроме типов красноречия принято различать и его методы, помогающие составлять четкие и понятные тексты, максимально приближенные к цели речи. Методы красноречия были разработаны уже несколько веков назад и состоят их отдельных правил публичного выступления:
- красноречие предполагает употребление кратких и понятных аудитории текстов;
- главная функция оратора – донести до аудитории полезную и достоверную информацию. Методы и приемы воздействия при этом не должны нарушать права слушателей;
- не следует растягивать речь во времени, так как внимание большого количества людей легко рассеивается;
- перед выступлением необходимо научиться распознавать эмоциональное настроение публики;
- психология публичных выступлений устроена так, что структура приготовленного текста и употребление фраз, призывающих к действию, непосредственно влияет на результат мероприятия. Важная информация должна располагаться в начале и в конце речи;
- речь должна соответствовать этическим законам.
Названные правила – необязательное условие выступления оратора. На построение публичной речи оказывает воздействие вид и состав аудитории, ее деятельность и сам оратор. Приемы и правила выступления определяют при подготовке речи. Только непрерывная тренировка дикции и ежедневные упражнения помогают добиваться успеха и признания общественности.
Особенности публичной речи
Известен ряд психологических особенностей публичного выступления. Они предполагают общение оратора с аудиторией, следуют из диалога между ними. Отношения двух сторон коммуникации имеют объективно-субъективный характер, который выступает как совместная деятельность или сотрудничество.
Для публичной речи оратора характерны следующие особенности:
- обратная реакция аудитории – при произнесении речи оратор может замечать реакцию слушателей на свои слова, наблюдать перемену настроения аудитории слушателей. Отдельные слова, вопросы и мимика слушателей дают возможность понять их настроения и желания. Благодаря активной обратной связи есть возможность скорректировать течение своего выступления. Она начинает трансформироваться из монолога в диалог, устанавливая и налаживая связь с публикой;
- устная речь – особенности устной публичной речи предполагают налаживание живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет своей целью конкретного собеседника и в полной мере зависит от него. Значимый момент выступления – организация речи, подходящей для более легкого восприятия и понимания ее слушателями. Устное публичное выступление демонстрирует высокую степень эффективности, так как помогает усвоить до 90% информации, в отличие от письменного обращения;
- связь литературы с устной речью – перед выступлением оратор обязательно занимается подготовкой и обдумыванием своей речи, с использованием научной, художественной или публицистической литературы. Уже перед публикой выступающий трансформирует заготовленный текст речи в интересный и яркий рассказ, который будет понятен любому человеку. Только в процессе живого выступления оратор может выстраивать предложения с учетом реакции окружающих, чем переходит с книжного текста на разговорный стиль;
- средства общения – в ораторской деятельности принято использовать разнообразные приемы влияния и средства общения участников. К ним относят вербальные и невербальные средства: мимику, жестикуляцию, интонации. Важная роль отведена культуре публичной речи и соблюдению этики.
Виды публичных выступлений
Основные типы устных публичных выступлений могут быть подразделены в соответствии с формой преподнесения материала. В зависимости от этого определяю длину речи, эмоциональную окраску и степень развернутости рассматриваемой проблемы. Всего выделяют 5 типов публичных выступлений в зависимости от формы:
- Доклад. Выступление в форме доклада предполагает четко структурированную речь, заранее подготовленную и имеющую определенную тему. В речи обязательно должна содержаться цель и сформулированные задачи, раскрывающиеся в полной мере с предоставлением информации. Среднее время озвучивания доклада занимает от 10 минут до 3х часов;
- Сообщение – похоже на доклад, но существенно меньше по времени – не превышает 10 минут. Цель сообщения – донесение до слушателей определенной проблемы, обеспечение ее краткого изложения с разных точек зрения;
- Выступление – короткое освещение информации на заранее определенную тему, не превышающее лимита времени 5 минут. Выступление может быть как заготовленным заранее, так и импровизированным;
- Лекция – обычно подача информации в формате лекции предполагает монолог человека, который хорошо разбирается в теме. Специалист со всех сторон освещает определенный вопрос в зависимости от формата лекции. Оптимально, чтобы время лекции не превышало 90 минут;
- Беседа – представляет собой полилог оратора и слушателей. Речь может содержать несколько продолжительных монологов, но после них обязательно выделяют минуты, чтобы изучить мнение аудитории. В таком формате общения количество его участников не должно превышать 30 человек, а время беседы нормами не регламентируется.