Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
Дворянство — часть класса феодалов, обладающая привилегиями, передаваемыми по наследству.
Особенности воспитания в дворянских семьях
Воспитание детей в дворянских семьях имело свои характерные признаки и отличительные особенности, которые сформировались под воздействием исторического, экономического и социального положения государства, существующей в рамках культуры и этических норм.
Воспитание по своей сути процесс динамический, который развивается и изменяется под воздействием общества, которое отсеивает не нужно и оставляет актуальное и востребованное. Все это продолжается из поколения в поколение.
Особенность воспитания детей в дворянских семьях, в первую очередь, связано с положением семьи в обществе. Дворяне являлись привилегированным сословием, они представляли цвет общества государства российского.
В дворянских семьях, равно как и в крестьянских, было много детей, в возрасте от 2-х до 20-лет. Каждый ребенок, родившийся в дворянской семье, получал необходимый и соответствующий его положению уход, образование и воспитание.
В основном дворянские дети получали образование в Европе, соответственно и воспитание они получали европейское. В их поведении было много европейских манер, соответствующий стиль общения и взаимодействия с окружающими.
Основной критерий воспитания того времени была верность своему Отечеству. Это связано с тем, что дворяне в основном быть заняты на государственной службе, что в те времени считалось очень престижным. Именно поэтому у детей воспитывали такие качества как благородство и бравый дух, почтение и уважение государя.
Так как в те времена Россия довольно часто вела военные действия, в основу воспитания юношей закладывалась честь.
Особое внимание в воспитании уделялось физическому воспитанию. Дворянину негоже было быть хилым, тщедушным и нетерпеливым. Он должен был стойко переносить жизненные трудности и невзгоды. Ценилось такое качество как храбрость.
Литературные произведения того времени красочно описывали быт и нрав дворян, а также особенности воспитания детей в дворянских семьях.
Одной из особенностей являлось то, что в одной семье, мальчиков и девочек (родных братьев и сестер) принято было воспитывать раздельно. Через некоторое время после рождения к ребенку приставляли няню или кормилицу, которые и занимались его воспитанием. Дети и няньки проживали совместно. После того как дети достигали пятилетнего возраста их расселяли в разные комнаты, к мальчикам вместо няньки приставляли дядьку, который его воспитывал, следил за ним и ухаживал.
Роль родителей заключалась в посещении детей и осуществлении контроля за их воспитанием.
После того как ребенку исполнялось 7 лет к нему приставляли гувернера или гувернантку, которые занимались его обучением.
Периодом взросления у девушек считался возраст 16 лет. С этого времени она должна была соблюдать правила приличия в обществе, принятые для девушек и женщин и того времени. Юноши считались взрослыми к 18 годам – это был возраст поступления на службу.
Таким образом, воспитание детей в дворянских семьях имеет свои особенности, обусловленные социальным положением семьи в обществе и требованиям, которые предъявлялись к дворянам.
Принципы дворянского воспитания
Процесс воспитания детей в дворянских семьях опирался на ряд принципов:
- Честь – один из основных принципов воспитания, подразумевает чувство собственного достоинства, которое воспитывалось в детях с самого раннего возраста. Мальчикам внушали, что потеря чести – это погубленная репутация дворянина. Честь являлась некой установкой на идеал, достижение которого было смыслом жизни.
- Храбрые поступки – мальчиков воспитывали на примерах из сказок и былин, где солдаты и офицеры проявляли чудеса храбрости. Храбрые поступки мальчиков всячески поощрялись, что формировало у них стремление быть сильным, выносливым, смелым и храбрым. Физическая сила прививалась детям путем ежедневных тренировок и строгим соблюдением распорядка дня. В комплекс тренировок входило – фехтование, гимнастические упражнения, верховая езда и плавание. Необходимо отметить, что у мальчиков воспитывалась не только физическая сила, но и сила духа, которая выражалась в выносливости. Признаком настоящего дворянского воспитания была дисциплинированность.
- Самообладание – дворянин ни в коем случае не должен был проявлять на людях какие-либо признаки «слабости». Под слабостью понимали слезы, грусть, жалобы на сложности судьбы и т.д. Настоящий дворянин должен уметь с достоинством стойко переносить все трудности и удары судьбы.
- Внешний вид – занимает далеко не последнее место в воспитании дворянских детей. С младенчества детей приучали к простой, но достаточно красивой одежде, соблюдению личной гигиены и порядка в своем жилище.
- Умение преподнести себя обществу – один из специфических принципов дворянского воспитания. С раннего возраста дворянина учили манерам, принятым в обществе того времени, пользованию столовыми приборами, умению вести светскую беседу, формировали навыки быть сдержанным и не кичится своим богатством, но при этом выглядеть достойно.
- Скромность – каждый дворянин должен обладать хорошими манерами, уметь отстаивать свою точку зрения в споре, но при этом не бахвалиться своим состоянием, положением в обществе и поступками. В общении с другими людьми не следует говорить слишком много о своей персоне, не считать свое мнение истиной в последней инстанции.
- Образованность – дворянских детей обучали наукам, что было одним из отличительных признаков принадлежности к аристократии. Основой хорошего воспитания считалось владение иностранными языками (латынь, греческий, французский).
- Нравственность – была одним из необходимых качеств истинного дворянина. Это находило свое отражение в отношение к семье: почитание родителей, целомудрие, особенно для девушек. Родителей называли на вы, было принято целовать руки матушке и отцу, получать благословение, а проклятие отца было страшнейшим наказанием. Семейное воспитание придерживалось патриархальных традиций.