Общее недоразвитие речи - это образование нарушений в работе всех речевых составляющих (лексико-грамматическая, звуковая, семантическая) у детей, имеющих нормальный интеллект и хороший слух.
Характеристика общего недоразвития речи у дошкольников
Общее недоразвитие речи у детей-дошкольников характеризуется определенными чертами. Ребенок, как правило, начинает поздно говорить, его речь имеет медленный темп, словарный запас довольно ограничен и не соответствует возрастным особенностям, нарушено восприятие и произношение звуков.
Слух у детей с общим недоразвитием речи сохраняется.
Предлагается рассмотреть предложенную Филичевой Т.Б. классификацию недоразвития речи у детей в зависимости от тяжести протекания:
- Уровень 1 - дети без речи. Данный уровень включает в себя детей, у которых отсутствует употребляемая в обществе речь.
- Уровень 2 - дети с базовыми зачаткамиречи. К нему относятся дети, у которых есть маленький запас слов.
- Уровень 3 - дети с проблемной речью. В данном случае идет речь о недоразвитости смысла и звука в речи.
- Уровень 4 - дети с остаточными речевыми пробелами. Такие пробелы присутствуют в лексической м фонетической части речи.
Роль формирования словообразования в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Работа логопеда с детьми с общим недоразвитием речи строится, в первую очередь, по принципу формирования словообразования. Такая деятельность состоит из последовательных этапов:
- Этап I. Целью данного этапа является изучение образования наиболее часто употребляемых слов;
- Этап II. На этом этапе детей учат воспринимать уже менее употребляемые модели образования слов.
- Этап III. Главной задачей этапа является работа над звучанием и конкретизированным уточнением при образовании слов, которые не часто употребляются в повседневной речи.
Нарушения в процессе образования слов дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, имеют различный характер своего проявления. Так, могут быть отдельные редкие ошибки при понимании, а могут быть грубые ошибки в ходе образования слов.
Правильная со стороны грамматики речь - это одно из важнейших условий обучения письменности, а понимание процесса словообразования необходимо для дальнейшей возможности обучиться читать.
Дети, которые имеют диагноз ОНР, без помощи логопеда не способны самостоятельно научиться правильно строить свою речь. При этом разница детей, в зависимости от описываемых ранее уровней, требует отдельного подхода логопеда к работе с каждым конкретным ребенком.
Методики формирования навыков образования слов у дошкольников с ОНР
К рассмотрению предлагаются несколько методик, нацеленных на формирование навыков образования слов у дошкольников с недоразвитием речи.
Первая методика предложена Тумановой Т.В. Она отмечает, что весомое значение при такой работе отводится готовность детей начать образовывать слова. Так, если такая готовность находится на низком уровне, это можно объяснить тем, что речевые предпосылки носят несформированный характер. В данной ситуации логопеду нужно использовать соответствующие упражнения в работе с ребенком, которые отражают наглядную модель образования слов, применяя материальные вещи.
В данной методике предлагается два варианта заданий: для формирования навыка выделять и узнавать на слух приставки и суффиксы в словах детям необходимо слушать звуки, а затем относить его к определенной, подготовленной заранее, картинке; для образования детьми слов самостоятельно, основываясь на заданном им материале.
Вторая методика. Данная методика была предложена Ляминой В.И. и Алексеевой М.М. Она имеет направлением исследование способности к словообразованию, включая при этом в себя определенный круг заданий, необходимых для выполнения детям с ОНР:
- первое задание - “кто у кого?” Оно заключается в правильном назывании детьми в единственном и множественном числе животных и их детенышей. Например: “Кто это? (тигр) А его детеныш? (тигренок) Тигренок один, а если их много, как нужно сказать? (тигрята)” и т.п.;
- второе задание - “маленький и большое”. Это задание способствует осуществлению проверки правильности употребления детьми с ОНР уменьшительно-ласкательных слов. Дети рассматривают изображения животных и предметов разной величины. Например, “Что это? (игрушка) Эта игрушка маленькая, а эта? (большая) А как назвать игрушку, чтобы понять, что она маленькая? (игрушечка)”;
- третье задание - “встреча гостей”. Данное задание связано с проверкой того, как ребенок умеет употреблять названия предметов кухонной утвари. Логопед говорит детям, что нужно накрыть стол к приходу гостей, предлагая расставить посуду в определенном порядке. К примеру, “Куда мы поставим сахарницу? (на стол), Где будет лежать хлеб? (в хлебнице)” и т.д.;
- четвертое задание - “кто он такой?”. Этот вид задания нацелен на проверку понимания, восприятия и языкового ощущения образования слов в формы. Например, “ Учитель - кто это? Повар - кто это?”;
- пятое задание - “говорим ли мы правильно?”. Логопед в этом случае проверяет умеет ли ребенок с ОНР оценивать свою речь с критической точки зрения, может ли он найти ошибки при образовании слов. Метод состоит в прослушивании детьми форм слов, которые образованы неправильно, и в дальнейшем высказывании по этому поводу своего мнения. Например, “На изображении маленькие поросенки? (поросята)”;
- шестое задание - “игра в слова”. Этот вид методики состоит в проверке навыков словообразования. К примеру, “У мальчика карие глаза. Какой он? (кареглазый)”, “У девочки светлые волосы. Какая она? (светловолосая)”.
После проведения с детьми с общим недоразвитием речи каждого из заданий педагогом-логопедом выставляются определенные баллы, которые описывают тот или иной уровень речевых особенностей ребенка. В каждом задании имеется четыре уровня: низкий, средний, высокий и очень высокий. На основе отнесения ребенка в соответствующему уровню, логопед строит дальнейшую работу с ним.