Экологическая культура - это часть общей культуры личности, связанная с ее взаимодействием с природой, ее объектами, процессами и явлениями, основанном на моральных и нравственных принципах и этических нормах.
Экологическая культура является составным компонентом экологического воспитания, которое является важным аспектом образовательной деятельности и реализуется на всех этапах и уровнях образования.
Экологическая культура личности ориентирована на ее единение с природой. Она предполагает слияние человека и природы, их объединение и подчинение деятельности личности законам природы, ее потребностям и необходимости бережного обращения с ней.
Экологическая культура личности отражает ее стремление таким образом выстроить свое взаимодействие с природой, чтобы сохранить ее в первозданном виде, минимизировать ущерб от своего влияния на природу, ее объекты, процессы и явления.
Экологическое воспитание в системе биологического образования
Экологическое воспитание ориентировано на развитие экологической культуры личности. Она дает личности знания в области природы, законов ее функционирования, объектов и процессов.
Центральное место в экологической культуре личности отводится выработке определенного отношения к природе, ее объектам и процессам. Оно носит ценностный характер и требует от личности осведомленности о природе, ее устройстве, объектах и процессах. Эти знания даются учащимся на уроках биологии.
Биология – это наука исследующая живые системы и организмы.
Биология изучает жизнь на разных уровнях, в разных формах, видах и проявлениях.
Уроки биологии особенно важны для расширения экологических знаний учащихся и повышения их экологической компетентности. Учащиеся познают живые организмы разных видов, изучают их связи и функциональную роль в природе.
Рисунок 1. Компоненты экологической культуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эти знания вырабатывают определенное отношение личности учащегося к природе, ее отдельным объектам и процессом, демонстрируя их значимость в цепи питания и развития. У личности вырабатывается определенное эмоциональное отношение к природе, ее отдельным аспектам, восприятие тех или иных процессов, объектов и явлений, формируется желание изучать природу и ее связь с человеком, влияние природы на человеческий организм, человеческое развитие. Также, осуществляется выработка основ взаимодействия с миром природы и направленность личности на защиту окружающей среды, ее сохранение и развитие.
Принципы и содержание уроков биологии экологической направленности
При организации экологически ориентированного урока биологии требуется его особая организация. Цель урока должна носить экологическую направленность, а содержание ориентироваться на развитие личности ее общей и экологической культуры, выработку ценностного отношения к природе.
Экологически ориентированные уроки биологии организуются с опорой на следующие принципы:
- Принцип междисциплинарного обучения. Уроки биологии должны давать экологические знаний не только с позиции биологии, но и с позиции иных наук: экологии, культуры и др.
- Принцип комплиментарности обучения. Он означает последовательное и связанное включение основ природосбережения в уроки биологии, постепенное усложнение и углубление знаний в данной области.
- Принцип непрерывности обучения. Предполагает включение экологического аспекта в каждое учебное занятие по биологии.
- Принцип сочетания краеведческого и глобального подхода в обучении. Означает интеграцию основ краеведения и экологического состояния планеты, законов экологии на уроках.
- Принцип развития основ восприятия окружающей среды с развитие потребности в ее защите. Формируются навыки адекватного восприятия природы, ее процессов и явлений, знания о последствиях отрицательного воздействия человека на природу и формирование потребности в ее охране и защите.
- Принцип экологической насыщенности уроков. Он означает включение экологического компонента в учебные занятия и разнообразной экологической информации, в зависимости от темы урока.
В содержании каждого учебного занятия по биологии должна быть включена экологическая информация. Она должна объективно вписываться в тему исследования урока, не искажая ее сути. К примеру, может быть рассмотрено значение бактерий, грибов, земноводных и иных организмов в экологическом развитии планеты, сохранении ее видового многообразия, состава сфере, реализации цепей питания живых организмов.
Когда изучается анатомия человека и его роль в природе, то делается акцент на экологию человека, природных процессах, оказывающих на нее воздействие, рассматриваются процессы ведения здорового образа жизни и последствия его нарушения и т.д.
Экологические факторы включаются в содержание всех тем по биологии. Они помогают расширить представления о влиянии экологии на разнообразные биологические процессы, на развитие клеток живых организмов и их модификацию. Также, исследуются процессы фотосинтеза и развития различных живых организмов в разных экологических реалиях, анализируются и формулируются выводы о роли экологии в жизнедеятельности всех живых существ планеты.
Виды уроков биологии экологической направленности
Выделяют следующие варианты проведения уроков биологии экологической направленности:
- Уроки-сказки. Они применяются на начальных этапах изучения биологии и ориентированы на изучение классов простейших, двудольных и исследование их экологических характеристик.
- Уроки-путешествия. Они ориентированы на организацию путешествия по планете и формирования знаний о практическом взаимодействии с ней.
- Уроки-дискуссии. Они связаны с коллективным обсуждением природных процессов и объектов, их экологическом состоянии и развитии.
- Уроки-исследования. Они связаны с проведением исследований различных биологических процессов, изучении воздействия экологии на их состояние, функционирование, динамику развития.
- Уроки-лекции. Они ориентированы на освещение экологических проблем, связанных с конкретной темой исследования.