Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности формирования экологической культуры у школьников в процессе обучения биологии

Определение 1

Экологическая культура - это часть общей культуры личности, связанная с ее взаимодействием с природой, ее объектами, процессами и явлениями, основанном на моральных и нравственных принципах и этических нормах.

Экологическая культура является составным компонентом экологического воспитания, которое является важным аспектом образовательной деятельности и реализуется на всех этапах и уровнях образования.

Экологическая культура личности ориентирована на ее единение с природой. Она предполагает слияние человека и природы, их объединение и подчинение деятельности личности законам природы, ее потребностям и необходимости бережного обращения с ней.

Экологическая культура личности отражает ее стремление таким образом выстроить свое взаимодействие с природой, чтобы сохранить ее в первозданном виде, минимизировать ущерб от своего влияния на природу, ее объекты, процессы и явления.

Экологическое воспитание в системе биологического образования

Экологическое воспитание ориентировано на развитие экологической культуры личности. Она дает личности знания в области природы, законов ее функционирования, объектов и процессов.

Центральное место в экологической культуре личности отводится выработке определенного отношения к природе, ее объектам и процессам. Оно носит ценностный характер и требует от личности осведомленности о природе, ее устройстве, объектах и процессах. Эти знания даются учащимся на уроках биологии.

Определение 2

Биология – это наука исследующая живые системы и организмы.

Биология изучает жизнь на разных уровнях, в разных формах, видах и проявлениях.

Уроки биологии особенно важны для расширения экологических знаний учащихся и повышения их экологической компетентности. Учащиеся познают живые организмы разных видов, изучают их связи и функциональную роль в природе.

«Особенности формирования экологической культуры у школьников в процессе обучения биологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Компоненты экологической культуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Компоненты экологической культуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эти знания вырабатывают определенное отношение личности учащегося к природе, ее отдельным объектам и процессом, демонстрируя их значимость в цепи питания и развития. У личности вырабатывается определенное эмоциональное отношение к природе, ее отдельным аспектам, восприятие тех или иных процессов, объектов и явлений, формируется желание изучать природу и ее связь с человеком, влияние природы на человеческий организм, человеческое развитие. Также, осуществляется выработка основ взаимодействия с миром природы и направленность личности на защиту окружающей среды, ее сохранение и развитие.

Принципы и содержание уроков биологии экологической направленности

При организации экологически ориентированного урока биологии требуется его особая организация. Цель урока должна носить экологическую направленность, а содержание ориентироваться на развитие личности ее общей и экологической культуры, выработку ценностного отношения к природе.

Экологически ориентированные уроки биологии организуются с опорой на следующие принципы:

  1. Принцип междисциплинарного обучения. Уроки биологии должны давать экологические знаний не только с позиции биологии, но и с позиции иных наук: экологии, культуры и др.
  2. Принцип комплиментарности обучения. Он означает последовательное и связанное включение основ природосбережения в уроки биологии, постепенное усложнение и углубление знаний в данной области.
  3. Принцип непрерывности обучения. Предполагает включение экологического аспекта в каждое учебное занятие по биологии.
  4. Принцип сочетания краеведческого и глобального подхода в обучении. Означает интеграцию основ краеведения и экологического состояния планеты, законов экологии на уроках.
  5. Принцип развития основ восприятия окружающей среды с развитие потребности в ее защите. Формируются навыки адекватного восприятия природы, ее процессов и явлений, знания о последствиях отрицательного воздействия человека на природу и формирование потребности в ее охране и защите.
  6. Принцип экологической насыщенности уроков. Он означает включение экологического компонента в учебные занятия и разнообразной экологической информации, в зависимости от темы урока.

В содержании каждого учебного занятия по биологии должна быть включена экологическая информация. Она должна объективно вписываться в тему исследования урока, не искажая ее сути. К примеру, может быть рассмотрено значение бактерий, грибов, земноводных и иных организмов в экологическом развитии планеты, сохранении ее видового многообразия, состава сфере, реализации цепей питания живых организмов.

Когда изучается анатомия человека и его роль в природе, то делается акцент на экологию человека, природных процессах, оказывающих на нее воздействие, рассматриваются процессы ведения здорового образа жизни и последствия его нарушения и т.д.

Экологические факторы включаются в содержание всех тем по биологии. Они помогают расширить представления о влиянии экологии на разнообразные биологические процессы, на развитие клеток живых организмов и их модификацию. Также, исследуются процессы фотосинтеза и развития различных живых организмов в разных экологических реалиях, анализируются и формулируются выводы о роли экологии в жизнедеятельности всех живых существ планеты.

Виды уроков биологии экологической направленности

Выделяют следующие варианты проведения уроков биологии экологической направленности:

  1. Уроки-сказки. Они применяются на начальных этапах изучения биологии и ориентированы на изучение классов простейших, двудольных и исследование их экологических характеристик.
  2. Уроки-путешествия. Они ориентированы на организацию путешествия по планете и формирования знаний о практическом взаимодействии с ней.
  3. Уроки-дискуссии. Они связаны с коллективным обсуждением природных процессов и объектов, их экологическом состоянии и развитии.
  4. Уроки-исследования. Они связаны с проведением исследований различных биологических процессов, изучении воздействия экологии на их состояние, функционирование, динамику развития.
  5. Уроки-лекции. Они ориентированы на освещение экологических проблем, связанных с конкретной темой исследования.
Дата последнего обновления статьи: 01.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot