Средний дошкольный возраст – это период развития ребенка, охватывающий временной промежуток от четырех до пяти лет, характеризующийся проявлением любознательности и активности в различных направлениях деятельности.
В этом возрасте дети стремятся все больше взаимодействовать со сверстниками, строить социальные контакты. При этом, их эмоциональный настрой остается таким же неустойчивым, как и у младших дошкольников. Ребенок имеет неустойчивое внимание, сложности с его концентрацией, нестабильность мыслительной деятельности.
Поведение ребенка становится более осознанным и произвольным. Значение речи в построении коммуникативных контактах и иных направлениях деятельности все больше возрастает.
К четырехлетнему возрасту дети начинают активно заниматься изобразительной деятельностью. Рисунки характеризуются детализированностью и художественным замыслом.
Кроме того, у малышей развиваются технические способности. Дети не просто конструируют что-либо, но и задумывают вид конструкции и ищут варианты ее практического воплощения.
Средний дошкольный возраст имеет свои уникальные особенности во всех направлениях развития ребенка.
Специфика физического развития
Четырехлетние дети активно развиваются физически и их возможности быстро возрастают. Наблюдается:
- Развитие координации движений, ее развитость и устойчивость. Если ранее движения ребенка были хаотичными и пространственно-неустойчивыми, то в настоящее время они становятся более стабильными и уверенными;
- Потребность в постоянной двигательной активности. Энергия ребенка в фазе роста, поэтому ему требуется ее расходовать;
- Активное развитие моторных функций. Все движения ребенка среднего возраста характеризуются быстротой и ловкостью;
- Неравномерный рост мышц. Ребенок развивается достаточно быстрыми темпами, в том числе и его мышцы. Однако они растут неравномерно, что требует с умом подходить к физической нагрузке ребенка. Ее нужно равномерно распределять и избегать перегрузок. Это устранит проблемы с усталостью ребенка и перенапряжением;
- Темпы физического развития ребенка: рост на 5-8 см в год и набор 1,5-2 кг веса;
- Целенаправленность двигательных функций. Движения ребенка носят уже не простой, а целенаправленный характер. Они мотивированные, осознанны и регулируются ребенком;
- Двигательная активность находится в прямой зависимости от эмоционального настроя. Ребенок не способен к выполнению какого-то физического действия без желания и заинтересованности в нем. Точно также, остановить выполнение какой-то деятельности ребенок не может просто так;
- Заинтересованность познания собственного физического устройства и развития, способностей;
- Наблюдается рост степени функциональных возможностей; Более развитие навыки гигиены, способности к элементарному самообслуживанию.
Особенности психического развития
Отличительной чертой психического развития ребенка четырех лет является произвольность и осознанность функционирования процессов памяти, внимания и восприятия.
В целом психическое развитие характеризуется следующими чертами:
- Первоначальное развитие волевых качеств;
- Преобладание наглядно-образного мышления;
- Выполнение действий, носящих практическую ориентацию, основанных на опыте;
- Начальные задатки развития словесно-логического мышления;
- Расширение объема и возможностей памяти;
- Внимание становится более стабильным и сосредоточенным. Дети способны заниматься какой-то одной деятельностью в течение двадцати минут;
- Преобладание эгоцентрической позиции в мыслительной деятельности и поведенческих процессах;
- Развитие интеллектуального общения.
Особенности развития эмоциональной сферы личности
Данный период характеризуется активным развитием эмоциональной личностной структуры.
Дети начинают испытывать первые осознанные привязанности и симпатии. Они являются более глубокими и осознанными. При этом, наблюдается активная эмоциональная связь между ребенком и близкими ему людьми. Он чувствует состояние взрослых, стремится помочь им, снять эмоциональное напряжении, сочувствует и сопереживает.
Характерной чертой этого возрастного периода является острая чувствительность ребенка. Он очень раним, его легко обидеть, и огорчить. Похвала воспринимается им очень эмоционально, а замечания или требования остро переживаются.
Дети среднего дошкольного возраста ориентируются в своей деятельности на активно развитое воображение. Это опасно тем, что может развить разнообразные страхи. Поэтому нужно обращать внимание на фантазии ребенка, воображаемых друзей и прочих выдуманных персонажей. Но переживать не стоить. В основном эти страхи являются лишь временными, ребенок их перерастет.
Поскольку эмоциональная сфера преобладает в жизни ребенка, то процесс воспитания в этом возрасте актуально строить на игре. Игра увлекает ребенка, вызывает разнообразные эмоции, что помогает развитию личности во всех направлениях, ее гармонии.
Речевое развитие в среднем дошкольном возрасте
Основной особенностью речевого развития этого периода является то, что дети практически полностью изменяют свои речевые контакты со взрослыми. Речь выступает следствие стремления ребенку к познанию окружающего мира. Он стремится услышать от взрослого ответы на все, интересующие его вопросы, независимо от того понятны они ему будут или нет. Сложность и трудоемкость понимания уступает интересу ребенка.
Следует отметить следующие черты речевого развития четырех-пятилетнего ребенка:
- Более развитая дикция;
- Минимальное количество ошибок при звуковом произношении;
- Речь выступает объектом активности ребенка;
- Грамматические навыки активно развиваются и совершенствуются;
- Детям нравятся стихи и иные рифмы. Ритмическая составляющая речи вызывает интерес;
- Преобладает ситуативная речь при взаимоотношениях со сверстниками;
- При общении со взрослыми речь носит познавательную направленность и не является ситуативной.