История возникновения социальной педагогики
Впервые понятие социальной педагогики было введено Адольфом Дистервегом во второй половине 19 века, для определения педагогической деятельности, направленной на профилактическую работу с беспризорными и обездоленными детьми.
Позднее, в начале 20-го века, известный немецкий философ Пауль Наторп выдвигает идею, согласно которой для распространения среди подрастающего поколения образования и просвещения народа в целом, необходимо использовать воспитательные силы социума. П. Наторп предложил всеобщую педагогизацию общества, осуществление которой он видел в создании воспитательных союзов и «союзов граждан». Все идеи П. Наторп называл социальной педагогикой.
В 1911 году выходит в свет труд П. Наторпа «Социальная педагогика», ведущей идей которой являлась формула «человек становится человеком, только благодаря человеческой общности».
В общем, идеи А. Дистервега и П. Наторпа только кажутся противоположными, однако при ближайшем рассмотрении можно увидеть, что идеи А. Дистервега вполне укладываются в идеи П. Наторпа о педагогизации общества, как основного средства его культурного развития.
Идеи А. Дистервега и П. Наторпа являются отражением гуманистических и общедемократических устремлений общества того времени. Наиболее распространены они были в России и Европе. Основная цель заключалась в противодействии антигуманному подходу в воспитании и обучении, содействию социализации человека в обществе.
Таким образом, основоположниками социальной педагогики как науки являются А. Дистервег и П. Наторп, именно они вложили в ее понятие все педагогические воззрения и наработки практической деятельности предшественников в лице философов, педагогов разных стран и времен.
Развитие социальной педагогики
Дальнейшему развитию социальной педагогики способствовала потребность общества в демократичных и гуманистических принципах воспитания и обучения, которые во многом были сходы с основными целями социальной педагогики.
Опираясь на идеи А. Дистервега и П. Натрова, Г. Кершенштейнер выдвинул концепцию «гражданского воспитания, в основе которой лежит народная «трудовая» школа. Основная задача данной школы - осуществлять подготовку детей к безусловному повиновению современного государства и будущей профессиональной деятельности, согласно социальному происхождению.
Позднее в 20-30-е годы, в Западной Европе распространение получают идеи «общинного воспитания» и «общинных школ». Первые проекты школ появляются в Великобритании и США. Отличие данных школ от традиционных, заключается в том, что вместо классов используются открытые площадки или залы. Занятия проводятся по гибкому расписанию, без звонков и уроков. Основной методы обучения – «открытия», а обстановка во время занятия приближена к семейной. Традиционная школа превращается в досуговый или культурный центр. Тем самым продвигается идея общинного воспитания и обучения, которое остается популярным на протяжении нескольких десятилетий.
Особенность общинного воспитания состоит в том, что взрослые посредством общения передают подрастающему поколению свой опыт, тем самым у детей повышается уровень коммуникативных навыков и социализации. Воспитание в общине не закрыто, допускается общение с другими общинами и людьми из внешнего мира. Тем самым община в полной мере использует социально-педагогические возможности социума.
Первой общинной школой, ставшей известной и популярной во всем мире является школа для детей рабочих табачной фабрики «Астория» в Вальдорфе в 1919 году. Данная школа была открыта известным теоретиком в области социальных наук Р. Штейнером. Вальдорвская школа является актуальной и в настоящее время.
В России социальная педагогика зародилась в конце 20-го века. Толчком для ее развития послужили идеи и разработки концепции взаимосвязи школы с социальной средой ребенка. Данная идея была высказана и в последующем активно разрабатывалась в трудах С.Т. Шацкого. В своих исследованиях он опирался на труды педагогов практиков и теоретиков, современности и прошлых лет, которые высказывались о значимости социума в развитии и становлении личности ребенка. Тем самым фундаментом разработок С.Т. Шацкого являлись основные идеи социальной педагогики.
Позднее интерес к социальной педагогике и ее проблемам обострились как в России, так и за рубежом в 70-е годы 20-го века. Это было связано с кризисом в системе воспитания. Появляются идеи, согласно которым процесс воспитания детей может быть реализован с использованием возможностей социума. Над методической разработкой данных социальных идей воспитания и обучения работают такие ученые педагоги как В.Г. Бочаров и М.М. Плоткин. Ими предлагаются два варианта воспитания - семейное и по месту жительства.
Позже на основании их разработок, в 80-е годы, на Урале появляются молодежные жилищные комплексы и социально-педагогические комплексы, которые были предложены М.А. Галагузоой и В.Д. Семеновым. Они занимаются теоретическими изысканиями в области социальной педагогики, а именно использованием возможностей социума в становлении и развитии личности.
Теоретическая разработка проблем социальной педагогики за рубежом возобновляется в 50-60-е годы в Германии. Чуть позже проблематика захватывает всю Европу и США. Термин социальная педагогика вводится в постоянный обиход. Однако в ряде стран он незначительно отличается по своему смыслу, который в него вкладывают педагоги-ученые страны. В ряде стран социальная педагогика – это синоним социальной работы, организуемой государством, религиозными общинами и т.д. Где-то – это наука, занимающаяся изысканиями социальных методов воспитания и т.д. Однако суть социальной педагогики, в каждой из стран сохраняется общая – воспитания личности через общество.
Большой вклад понимание социального воспитания и обучения внесли теоретики педагогической антропологии:
- М. Шелер,
- Хельмут Плеснер,
- О.Ф. Больнов и др.
Изданные в разное время работы этих теоретиков помогли общественности осознать обучение и воспитание как своеобразный фундаментальный факт бытия. Было признано, что человеческая сущность должна изменяться, что цель воспитания не простое дополнение к сущности человека, а изначально присущее человеческому бытию качество.