Понятие нарушений письма и чтения
Дисграфия и дислексия – это неспособность или затрудненность овладения детьми письмом и чтением при сохранном интеллекте и физическом слухе.
Впервые данный тип нарушений в качестве самостоятельной патологии речевой деятельности выделил А. Куссмауль в 1877 году.
В современной литературе обозначенные термины понимают по-разному.
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется стойкими, повторяющимися ошибками, появляющимися из-за несформированности высших психических функций, принимающих участие в процессе письма.
Признаки, которыми характеризуется дисграфия, включают типичные и повторяющиеся ошибки на письме, носящие стойкий характер и не связанные с тем, что ребенок не знает правила и нормы языка.
Дислексия – это проявляющееся повторяющимися ошибками стойкого характера частичное специфическое нарушение процесса чтения, вызванное тем, что у ребенка не сформированы или нарушены высшие психические функции.
Егоровым Т.Г. выделено несколько ступеней формирования навыка чтения:
- овладение звукобуквенным обозначением;
- послоговое чтение;
- становление синтетических приемов чтения;
- синтетическое чтение.
Этиология нарушений письменной речи
В современном понимании этиологии нарушений письменной речи, основной причиной признают то, что главный фактор дислексии и дисграфии – предрасположенность к ней, то есть конституциональные особенности.
Конституция – это ряд особенностей организма, включая иммунитет, потенциальные ресурсы разнообразных физических процессов, мозговую нейро-динамику, патопластический органический фон.
Нарушения чтения могут быть вызваны органическими и функциональными причинами. Дислексия может быть обусловлена, как органическим поражением зон головного мозга, которые участвуют в процессе чтениям, так и влиянием отдельных внешних и внутренних факторов, задерживающих процесс формирования психических функций, принимающих участие в процессе чтения.
Дислексия по своему проявлению бывает двух типов:
- литеральная, которая проявляется неспособностью или трудностями при усвоении букв;
- вербальная, проявляющаяся трудностями при чтении слов.
Причины нарушений письма и чтения достаточно похожи между собой. Однако в литературе мало рассмотрена психолингвистическая сторона изучения дисграфии. Данным аспектом рассматриваются механизмы нарушений письма в качестве расстройства операций порождения письменного речевого высказывания.
С точки зрения психофизиологического подхода, дисграфия может быть рассмотрена в качестве следствия нарушений в аналитико-синтетической деятельности анализаторов.
Выделяют несколько типов дисграфии:
- акустическая – предполагает недостаточный фонематический слух, при ней страдает процесс дифференциации фонем, нарушен процесс установления правильных звукобуквенных соответствий;
- моторная – вызвана неполноценной деятельностью двигательного анализатора, сопровождается развитием патологической инертности в процессе формирования двигательных стереотипов;
- оптическая – вызвана недоразвитием зрительной системы коры головного мозга. Проявляется нарушением целостного восприятия, дифференцированных зрительных представлений, зрительной памяти.
Нельзя говорить о единых этиологических факторах, вызывающих трудности овладения процессами письма и чтения, так как дислексия и дисграфия неоднородны, то есть имеет место достаточно большое разнообразие их форм.
## Методика коррекционной работы при речевом нарушении
В развитии письменной речи принципиальное значение отводится осознанному анализу звуков, которые ее составляют. Чтобы обозначить на письме определенный звук буквой, необходимо не просто выделить его из слова, но и преобразовать в устойчивую фонему, основанную на слухопроизносительной дифференциации. В связи с этим необходимо уметь выделять звуки из слов и правильно их дифференцировать, что является важным условием для развития звукового анализа.
Также необходимо уметь представлять звуковой состав слова в целом, посредством анализа выделять звуки, при сохранении их количества в слове, а также их последовательность. Звуковой анализ – это когнитивный процесс, предполагающий усвоение определенной учебной операции, направленной на определение последовательности звуков в слове.
У детей, имеющих фонематическое недоразвитие, вне зависимости от уровня владения ими письменной речью, может встречаться ряд специфических ошибок, преимущественно, это смешение и замена букв. В работе, направленной на дифференциацию звуков, используют также задания на развитие фонематического анализа и синтеза.
Логопедическая работа, направленная на дифференциацию смешиваемых звуков, состоит из двух этапов:
- предварительного – работа над каждым смешиваемым звуком, с постепенным уточнением произносительного и слухового образа каждого смешиваемого звука;
- слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков – процесс сопоставления смешиваемых звуков в слуховом и произносительном плане.
Во время устранения дислексии и дисграфии каждый звук в процессе работы соотносят с определенной буквой. При работе по коррекции дисграфии большую роль отводят письменным упражнениям, закрепляющим процесс дифференциации звуков.
Иными словами, чтобы преодолеть каждое речевое расстройство, используют индивидуальные методы, подходящие под особенности происхождения и проявления того или иного нарушения. Но выстраиваются они все на общих основополагающих логопедических принципах, соблюдать которые необходимо при преодолении любого речевого нарушения.