Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные подходы к пониманию нарушения письма и чтения у младших школьников

Понятие нарушений письма и чтения

Определение 1

Дисграфия и дислексия – это неспособность или затрудненность овладения детьми письмом и чтением при сохранном интеллекте и физическом слухе.

Впервые данный тип нарушений в качестве самостоятельной патологии речевой деятельности выделил А. Куссмауль в 1877 году.

В современной литературе обозначенные термины понимают по-разному.

Определение 2

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется стойкими, повторяющимися ошибками, появляющимися из-за несформированности высших психических функций, принимающих участие в процессе письма.

Признаки, которыми характеризуется дисграфия, включают типичные и повторяющиеся ошибки на письме, носящие стойкий характер и не связанные с тем, что ребенок не знает правила и нормы языка.

Определение 3

Дислексия – это проявляющееся повторяющимися ошибками стойкого характера частичное специфическое нарушение процесса чтения, вызванное тем, что у ребенка не сформированы или нарушены высшие психические функции.

Егоровым Т.Г. выделено несколько ступеней формирования навыка чтения:

  • овладение звукобуквенным обозначением;
  • послоговое чтение;
  • становление синтетических приемов чтения;
  • синтетическое чтение.

Этиология нарушений письменной речи

В современном понимании этиологии нарушений письменной речи, основной причиной признают то, что главный фактор дислексии и дисграфии – предрасположенность к ней, то есть конституциональные особенности.

Конституция – это ряд особенностей организма, включая иммунитет, потенциальные ресурсы разнообразных физических процессов, мозговую нейро-динамику, патопластический органический фон.

«Основные подходы к пониманию нарушения письма и чтения у младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Нарушения чтения могут быть вызваны органическими и функциональными причинами. Дислексия может быть обусловлена, как органическим поражением зон головного мозга, которые участвуют в процессе чтениям, так и влиянием отдельных внешних и внутренних факторов, задерживающих процесс формирования психических функций, принимающих участие в процессе чтения.

Дислексия по своему проявлению бывает двух типов:

  • литеральная, которая проявляется неспособностью или трудностями при усвоении букв;
  • вербальная, проявляющаяся трудностями при чтении слов.

Причины нарушений письма и чтения достаточно похожи между собой. Однако в литературе мало рассмотрена психолингвистическая сторона изучения дисграфии. Данным аспектом рассматриваются механизмы нарушений письма в качестве расстройства операций порождения письменного речевого высказывания.

С точки зрения психофизиологического подхода, дисграфия может быть рассмотрена в качестве следствия нарушений в аналитико-синтетической деятельности анализаторов.

Выделяют несколько типов дисграфии:

  • акустическая – предполагает недостаточный фонематический слух, при ней страдает процесс дифференциации фонем, нарушен процесс установления правильных звукобуквенных соответствий;
  • моторная – вызвана неполноценной деятельностью двигательного анализатора, сопровождается развитием патологической инертности в процессе формирования двигательных стереотипов;
  • оптическая – вызвана недоразвитием зрительной системы коры головного мозга. Проявляется нарушением целостного восприятия, дифференцированных зрительных представлений, зрительной памяти.

Нельзя говорить о единых этиологических факторах, вызывающих трудности овладения процессами письма и чтения, так как дислексия и дисграфия неоднородны, то есть имеет место достаточно большое разнообразие их форм.

## Методика коррекционной работы при речевом нарушении

В развитии письменной речи принципиальное значение отводится осознанному анализу звуков, которые ее составляют. Чтобы обозначить на письме определенный звук буквой, необходимо не просто выделить его из слова, но и преобразовать в устойчивую фонему, основанную на слухопроизносительной дифференциации. В связи с этим необходимо уметь выделять звуки из слов и правильно их дифференцировать, что является важным условием для развития звукового анализа.

Также необходимо уметь представлять звуковой состав слова в целом, посредством анализа выделять звуки, при сохранении их количества в слове, а также их последовательность. Звуковой анализ – это когнитивный процесс, предполагающий усвоение определенной учебной операции, направленной на определение последовательности звуков в слове.

У детей, имеющих фонематическое недоразвитие, вне зависимости от уровня владения ими письменной речью, может встречаться ряд специфических ошибок, преимущественно, это смешение и замена букв. В работе, направленной на дифференциацию звуков, используют также задания на развитие фонематического анализа и синтеза.

Логопедическая работа, направленная на дифференциацию смешиваемых звуков, состоит из двух этапов:

  • предварительного – работа над каждым смешиваемым звуком, с постепенным уточнением произносительного и слухового образа каждого смешиваемого звука;
  • слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков – процесс сопоставления смешиваемых звуков в слуховом и произносительном плане.

Во время устранения дислексии и дисграфии каждый звук в процессе работы соотносят с определенной буквой. При работе по коррекции дисграфии большую роль отводят письменным упражнениям, закрепляющим процесс дифференциации звуков.

Иными словами, чтобы преодолеть каждое речевое расстройство, используют индивидуальные методы, подходящие под особенности происхождения и проявления того или иного нарушения. Но выстраиваются они все на общих основополагающих логопедических принципах, соблюдать которые необходимо при преодолении любого речевого нарушения.

Дата последнего обновления статьи: 14.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot