Управление образованием - это целенаправленная деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования.
Задачи органов управления образования
В настоящее время управление образованием является одним из наиболее актуальных вопросов государственного управления. Особенно это становится важным в сложных социально-экономических условиях, которые складываются сейчас.
Современная политика РФ определяет следующие задачи, возложенные на органы управления образованием:
- Обеспечение гарантированного Конституцией права граждан на получение образования.
- Осуществление процесса интеграции высшего образования и наук.
- Осуществление вовлечения всех государственных образовательных организаций в процесс решения поставленных задач.
- Обеспечение условий необходимых для эффективного развития образования как одного из самых социально значимых благ, которое обладает ярко выраженным положительным эффектом, с учетом соблюдения единого образовательного пространства на территории всего государства.
- Ориентировать современное образование на обеспечение прогресса в экономике страны.
- Оказание посильного содействия в гармонизации интересов страны, граждан, педагогических коллективов образовательных учреждений и иных институтов гражданского общества.
Уровни управления образованием
Органы управления образованием в РФ подразделяются на несколько видов, в зависимости от уровня.
Федеральный уровень управления образованием состоит из двух видов органов управления:
- центральные федеральные: Министерство образования и науки РФ;
- федеральные ведомственные: различные министерства и ведомства, имеющие собственную систему образования, а также сеть образовательных учреждений, занимающихся подготовкой специалистов в различных областях деятельности.
Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию и выработке государственной политики, различных видов инновационной деятельности, а также осуществляет развитие научных центров, наукоградов, молодежной политики, социальной защиты и поддержки учащихся различных образовательных учреждений.
Региональный уровень – представлен государственными органами управления образованием в субъектах РФ. На этом уровне создаются такие органы управления как Департаменты образования, Управления образованием и наукой в субъектах и регионах РФ, Министерства общего и профессионального образования в субъектах и регионах РФ.
Основными задачами деятельности органов управления образованием в субъектах РФ являются:
- обеспечение оптимальных условий для успешной реализации государственной политики в сфере образования;
- обеспечение функционирования системы непрерывного образования и его доступность для всех слоев населения;
- разработка и последующая реализация программ, направленных на обеспечение доступности образования для молодежи, проживающих в отдаленных и труднодоступных регионах страны;
- систематическое обновление и совершенствование государственных программ обучения и воспитания;
- осуществление финансирования проектов и программ, направленных на развитие и совершенствование системы образования;
- проведение лицензирования, аккредитования, аттестации и экспертизы всех подведомственных образовательных учреждений.
Местный (муниципальный) уровень – представлен различными районными и городскими органами управления образованием, такими как Управления образованием при местных администрациях.
К компетенции данных органов, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» относятся функции по обеспечению необходимых условий для реализации гражданами конституционного права на получение общего образования, а также создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений, осуществление государственной политики в сфере образования и т.д.
Основные направления развития управления образованием
Направления развития органов управления образованиям зависят от уровня, к которому они относятся.
В настоящее время осуществлено разграничение компетенций местных органов управления и администраций образовательных организаций, которые занимаются управлениям в учебных заведениях.
Данное разграничение имеет ряд положительных моментов:
- Значительно повысился уровень автономности органов управления, что позволяет им действовать в рамках значительно шире, чем ранее.
- Появилась возможность четко сформулировать собственную миссию и стратегию, путем перехода от позиции пользователя к позиции создателя и проектировщика.
- Высвобождение и возможность полноценного проявления своей творческой энергии, инновационного потенциала педагогических работников, что положительно скажется на повышение эффективности образовательного процесса и развитии образовательной системы.
- Развитие плюрализма мнений и учет высказанных пожеланий, потребностей, идей, мыслей и т.д.
- Привлечение к работе в системе образования высококвалифицированных специалистов.
- Возможность получения дополнительных источников финансирования.
- Изменение штатного расписания, в соответствии с реальными потребностями образовательного учреждения.
Кроме того, одним из основных направлений совершенствования системы управления образования является создание внутри образовательных учреждений объединений, которые осуществляют функции управления. К таким объединениям относятся: совет школы, приемная комиссия, совет учащихся, школьный парламент и т.д.
Большинство современных образовательных учреждений в процессе реализации собственного инновационного развития осуществляют перестройку структур управления, посредством поиска «золотой середины» между децентрализацией и централизацией управления.