Сущность сотрудничества младших школьников на учебных занятиях
Сотрудничество — это одна из психологических и культурных ценностей, представляющая собой особенное поведение человека, фундаментом которого является процесс самореализации и транслирование собственного созидательного опыта.
Сотрудничество представляет собой основу современной системы обучения детей младшего школьного возраста. Основной идей сотрудничества младших школьников во время учебных занятий является стимулирование учащихся на получение знаний и направление педагогом их интересов.
Значимость сотрудничества учащихся начальной школы настолько велико, что все чаще оно рассматривается с точки зрения педагогики, то есть как педагогическое сотрудничество, способствующее повышению уровня освоения учащимися новых знаний и умений. Исходя из этого понимания, сотрудничество принято рассматривать с трех основных аспектов:
- Взаимодействие учащегося с другими учениками и педагогом во время обучения. Такое сотрудничество способствует развитию познавательных действий младших школьников и повышению их мотивации на обучение.
- Деятельность учащегося, направленная на освоение новых знаний и построение собственной системы взаимодействия с коллективом. Данное сотрудничество направлено на формирование системы учебной формы общения и взаимодействия между учащимися.
- Учебное сотрудничество на всех этапах обучения, представленное различными формами взаимодействия между учащимися, направленными на достижение желаемого результата обучения и освоения системы познавательных действий.
Таким образом, сотрудничество учащихся младших классов во время учебных занятий, выступает в качестве эффективного средства воспитания и обучения детей.
На основе сотрудничества, в отечественной педагогике разработаны различные методики и подходы к обучению и воспитанию детей младшего школьного возраста. Данные методики и подходы опираются на следующие характеристики сотрудничества в обучении:
- Наличие временного и пространственного соприсутствия.
- Общая цель.
- Организованная и управляемая педагогом воспитательно-образовательная работа.
- Четкое разделение обязанностей и операций.
- Позитивное межличностное взаимодействие учащихся.
Таким образом, сотрудничество младших школьников во время учебных занятий направлено на создание положительного взаимодействия друг с другом, с целью достижения общего желаемого результата.
Формы и виды организации сотрудничества младших школьников на учебном занятии
Традиционное обучение включает в себя три основные формы сотрудничества детей младшего школьного возраста на учебных занятиях:
Фронтальная форма сотрудничества – это форма, предусматривающая одновременную работу педагога со всем классом, при этом дети имеют возможность сотрудничать между собой в процессе работы над заданием учителя.
Данная форма удобна для педагога, так как она не требует дополнительной подготовки и больших затрат, дает возможность взаимодействовать одновременно со всеми учащимися, руководить их сотрудничеством и вести к достижению общей цели.
Недостатком этой формы является то, что педагог изначально задает детям шаблон работы и в дальнейшем осуществляет контроль над его исполнением. Положительным является наличие дискуссии, которая позволяет каждому высказать свое мнение, выслушать точки зрения других и совместно прийти к решению.
Индивидуальная форма сотрудничества – подразумевает организованную работу учащегося, во время которой он самостоятельно решает данное учителем задание, без контакта с другими учениками, но под руководством педагога.
Индивидуальная форма учит ребенка сотрудничать с самим собой, что позволяет более осмысленно и прочно формировать собственную систему знаний и умений.
При использовании индивидуальной формы, педагогу необходимо учитывать возможности каждого учащегося, чтобы задание было ему действительно по силам, но при этом не очень легким для решения и интересным.
Групповая форма сотрудничества – подразумевает разделение детей на небольшие группы (2-5 человек), каждая из которых получает задание. В ходе решения задания учащиеся взаимодействуют друг с другом, тем самым они учатся работать опосредованно без помощи педагога, самостоятельно организовывать свою работу, распределять свои силы и знания для достижения общего результата.
Групповая форма сотрудничества является одной из наиболее эффективных в работе с учащимися начальных классов, так как дети учатся самостоятельности и рефлексии собственной деятельности.
Положительной стороной данной формы является то, что дети имеют возможность работать в комфортном для них темпе, учатся сотрудничеству и взаимодействию. Отрицательным является то, что не все дети группы способны полно и глубоко вникнуть в материал, либо им это не интересно. Такие ученики попросту отмалчиваются и получают отметку за результат полученный группой.
Групповая форма сотрудничества имеет несколько разновидностей:
- Парная работа – сотрудничество двух учащихся. Например, при взаимопроверке домашнего задания, самостоятельной работы и т.п.
- Парно-коллективная работа – учащийся включается не в одну пару, а одновременно в несколько. После того как ученик окончит работу в одной паре с одним одноклассников, он переходит к работе с другим, который еще не закончил работу.
- Единая групповая работа – подразумевает создание группы, которая работает совместно на протяжении нескольких занятий, при этом в группе имеется ярко выраженный лидер, руководящий ее деятельностью.
- Дифференцированно-групповая работа — это разновидность групповой работы. Она заключается в том, что группы работают над заданиями, различающимся по уровню сложности. То есть, в одну группу включаются дети с равными учебными возможностями.
Таким образом, наибольшую важность в организации сотрудничества всех субъектов учебного процесса имеет групповая работа, есть такие возможности и у фронтальной работы. Индивидуальная форма имеет меньшую степень перспектив в данном направлении.