Характеристика основных видов деятельности детей и особенности их организации в ДОУ
Деятельность — это процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.
Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Именно в игре ребенок имеет возможность «примерить» на себя различные социальные роли, в процессе игры у детей развиваются речь, мышление, фантазия, познавательные процессы и формируются необходимые практические навыки.
Различают следующие формы организации игры:
- Сюжетно-ролевая игра – это игры, которые предусматривают наличие определенного сюжета и распределение ролей между участниками.
- Театрализованные игры – это разнообразные диалоги по ролям, драматизации, игры-имитации, игры-импровизации и инсценировки.
- Режиссерские игры – это игры, в которых используются игрушки-персонажа или предметы-заместители.
- Игры с фантазиями – это игры, которые в основном представлены ТРИЗ технологиями.
- Игры с использованием строительного материала (кубики, строительные наборы, природный материал и т.д.).
- Игры-экспериментирования – игры, с использованием разнообразных материалов (вода, лёд, свет, бумага, магниты и т.д.)
- Дидактические игры – представлены настольно-печатными, словесными и играми с предметами.
- Интеллектуальные развивающие – это игры, в которых использованы головоломки, лабиринты и т.д.
- Подвижные игры – представлены сюжетными, бессюжетными, народными, спортивными и т.д. играми.
Вне зависимости от вида и формы организации, все игры направлены на личностное развитие ребенка и удовлетворение его возрастных потребностей.
Образовательная деятельность – это специально организованный или самостоятельный процесс, во время которого ребенок получает определенные знания, умения, расширяет собственный кругозор и приобретает навыки практической деятельности.
Различают следующие виды организации образовательной деятельности:
- Организованная партнерская (совместная) деятельность педагога и детей – подразумевает включение педагога в организованную деятельность наравне с детьми. Включенность детей в совместную деятельность основана на добровольном желании детей, не допускается какое-либо принуждение на участие.
- Организация образовательной деятельности в разных режимных моментах – это образовательная деятельность, которую педагог организует и проводит во время прогулки, в утренние и вечерние часы и в иные режимные моменты в течение дня. Данный вид деятельности может быть организован в форме подвижных игр с правилами, бесед, закаливания, анализа различных проблемных ситуаций и т.п.
- Организованная образовательная деятельность, подразумевающая непосредственное взаимодействие педагога с одним ребенком, с подгруппой детей или со всей группой. Выбор воспитанника или воспитанников зависит от их возраста, индивидуальных особенностей и организуемого вида деятельности.
- Самостоятельная деятельность детей – осуществляется в режимные моменты дня, продолжительностью не менее 3-4 часов в день. Самостоятельная деятельность не подразумевает того, что дети предоставлены сами себе. Задача воспитателя создать им необходимые условия и организовать предметно-пространственную среду для продуктивной и интересной самостоятельной деятельности.
Трудовая деятельность – это целенаправленная деятельность, основной задачей которой является формирование у детей уважительного отношения к труду, а также развитие необходимых трудовых умений и навыков.
Трудовая деятельность детей может быть организована в форме:
- Самообслуживания – это деятельность, направленная на обслуживание ребенком самого себя во время гигиенических процедур, приема пищи, одевания-раздевания и т.д.
- Дежурство – организуется по столовой, в уголке природе и совместной образовательной деятельности, когда 2-3 ребенка оказывают помощь младшему воспитателю или воспитателю.
- Хозяйственно-бытовой труд – представлен организованной уборкой групповой комнаты, игрушек, ремонтом книг, одежды, игрушек и т.д., под руководством воспитателя.
- Труд в природе – организованная уборка участка, заготовка природного материала, уборка снега, изготовление кормушек для птиц, работа на летнем участке (полив клумб, прополка сорняков и т.д.).
- Ручной труд – это организованная деятельность по изготовлению поделок из бросового и природного материала, изготовление различных атрибутов для игры и т.д.
Специфика организации общения детей в дошкольном образовательном учреждении
Общение – это один из основных факторов развития личности ребенка и один из главных видов деятельности человека, посредством которого он получает и передает информацию, познает окружающий его мир.
Общение является одним из важных показателей психического развития ребенка. Поэтому очень важно уделять ему большое внимание.
Общение ребенка начинается в семье, где он усваивает первые его нормы и правила. С возрастом у ребенка возникает потребность в общении не только с родителями и близким окружением, но и со сверстниками. Детский сад является одним из первых социальных объединений детей, где они учатся общаться и взаимодействовать друг с другом. С возрастом их отношения друг с другом меняются, изменяется и стиль общения.
Особенность общения детей младшей группы состоит в том, что дети играют и взаимодействуют все вместе. Однако они еще не умеют делать это полноценно, поэтому на игру и совместную деятельность их организует педагог. Дети свободно общаются между собой, нет еще определенных симпатий или антипатий.
Начиная со средней группы, дети начинают проявлять определенные интересы, что выражается в том, что они объединяются в пары и группы. Возникают первые предпосылки дружбы. В этот возрастной период дети уже общаются выборочно, так как возникают первые симпатии и антипатии.
В старшей и подготовительной к школе группам, дети уже общаются исключительно по интересам, четко проявляют симпатию и антипатию друг к другу.
Основной задачей воспитателя на протяжении всего нахождения детей в детском саду организовывать общение детей, учить их жить в коллективе, общаться вне зависимости от интересов со всеми участниками группы. При организации общения детей необходимо учитывать их возраст, интересы, развитие коммуникативных навыков, характер и темперамент каждого воспитанника.
Воспитание навыков и привычек общения осуществляется ежедневно, во всех процессах детской жизни. Воспитатель должен использовать все стороны детской жизни в быту, которые могут быть полезны в воспитательных целях, гуманный характер отношения к детям, который включает в себя требовательность и справедливость.