Сущность понятия «одарённость»
Одарённость – это значительное, в сравнении с возрастными нормами, опережение умственного развития или исключительное развитие каких-либо специальных способностей, например, музыкальных, художественных, математических и пр.
Одаренность можно установить и изучить только в процессе воспитания и обучения, в процессе выполнения ребенком того или иного типа содержательной деятельности.
Основной трудностью выявления признаков одаренности у детей является выделение в них собственно индивидуального, относительно не зависимого от возрастного. Одаренность включает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей:
- повышенная любознательность – у одаренных детей отмечается любопытство, они должны заниматься активным исследованием окружающего мира;
- способность отслеживать причинно-следственные связи и формулирование соответствующих выводов. Эти дети характеризуются быстрой передачей нейронной информации, их внутримозговая система более разветвленная, имеет большее число связей. Биохимическая и электрическая активность мозга повышена;
- отличная память, базирующаяся на ранней речи и абстрактном мышлении, ребенок умеет классифицировать информацию и опыт, широко использует накопленные знания;
- большой словарный запас, умение выстраивать сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы. Дети интересуются словарями и энциклопедиями, играют в игры, требующие активизировать умственные способности;
- повышенная концентрация внимания, упорство в достижении результата в области, интересной ребенку, а также высокая степень погружения в задачу;
- хорошо развитые фантазия и воображение.
Направления, формы и методы работы с одаренными детьми
Основными направлениями работы с одаренными детьми являются:
- система преемственных связей среды и методов развития детей при переходе из ДОУ в школу;
- создание условий, необходимых для индивидуализации обучения одаренных детей в начальной школе;
- система дополнительного образования, предназначенная для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей, и позволяющая выявлять, поддерживать и развивать их способности в рамках внешкольной деятельности.
Работа с одаренными детьми начинается, как только они были выявлены в первом классе. Выявление одаренных детей возможно благодаря наблюдениям, изучению психологических особенностей речи, памяти, мышления, воображения и внимания. Основная задача данного этапа – сбор различной информации об ученике.
Следующий этап работы – создать мотивацию и условия для их оптимального развития. От организации работы с данной категорией учеников, во многом зависит успешность работы с этой категорией детей. Чтобы создать мотивацию, используют следующие инструменты:
- рейтинг учащихся;
- почетное место в классе или в классном уголке;
- классный час, посвященный самоопределению;
- создание портфолио и его презентация.
Урочная и внеурочная работа должна выстраиваться так, чтобы ребенок проявлял свои возможности в разнообразных областях деятельности, направлять свои возможности на развитие творческих и познавательных способностей учеников. Также во внеклассной работе можно использовать КТД, которые развивают в детях организаторские способности. Многие дети выступают ассистентами учителя во время урока, помогают организовывать классные мероприятия. В конце учебного года можно подвести итоги достижений учеников, составить их рейтинг, в котором будут учтены успехи детей во всех видах деятельности.
Выделяют несколько проблем и нереализованных возможностей в организации работы с одаренными детьми, выражающиеся следующими противоречиями:
- необходимость создать нормативную и учебно-материальную базу, чтобы организовать работу с одаренными детьми и отсутствие новой, конкретной управленческой программы, чтобы осуществить ее в школе;
- высокие требования, предъявляемые сегодня к обучению и развитию одаренных детей и несоответствие общего культурного уровня;
- специфичность и проблемность развития одаренных детей, и недостаток психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
На сегодняшний день отмечается повышение интереса к проблеме одаренности, к проблеме выявления, обучения и развития одаренных детей, а значит, и к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Проблема одаренности – комплексная. В ней отражены интересы различных научных дисциплин. Основная из них – выявление, обучение и развитие одаренного ребенка, а также профессиональная и личностная подготовка педагогов, психологов и менеджеров образования для работы с одаренными детьми.
Одаренные дети отличаются высокой чувствительностью ко всему, многие обладают высокоразвитым чувством справедливости, они могут чутко улавливать изменения общественных отношений и оценивать характер этих изменений. Еще одна особенность – постоянная познавательная активность, а также высокоразвитый интеллект, которые позволяют получать новую информацию об окружающем мире. Большинство одаренных детей характеризуются большой энергией, целеустремленностью и настойчивостью, которые сочетаясь с огромным объемом знаний, и творческими способностями позволяют реализовать много интересных и значимых проектов.
Педагоги и психологи пока не имеют единого мнения об обучении одаренных детей. В соответствии с одной точкой зрения, нужно создать отдельный класс для таких детей, в соответствии с другой – одаренным детям необходимо обучаться вместе с остальными детьми, чтобы научиться жить в мире нормальных людей, общаться и работать с ними.
Сегодня отсутствует комплексная диагностика, позволяющая определять общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к определенному типу творчества. Одаренность обнаруживается только после того, как проявляется и закрепляется каким-либо образом.
Школа нуждается в особых учебниках и программах, которые составлены с учетом индивидуальных запросов и интересов одаренных детей.