Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организация проектной деятельности дошкольников

Понятие и сущность проектной деятельности

Определение 1

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность воспитателя, детей и родителей (законных представителей), которая имеет общую цель, согласованные методы, средства, приемы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

В настоящее время, проектная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста применяется с целью обеспечения познавательной активности детей. Это связано с тем, что проектная деятельность интегрирует в себе различные виды деятельности дошкольников. В основе проектной деятельности заложен проект.

Определение 2

Проект – это комплекс конкретных действий, организованных педагогом, направленных на разрешение наиболее актуальной для развития ребенка проблемы.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Сущность проекта заключается в том, что он основан на общем интересе всех участников, реализуется посредством активной творческой деятельности и завершается реальным практическим результатом.

Организация проектной деятельности начинается с составления плана, а именно с разработки примерного плана работы педагога по его подготовке:

  1. Выявление наиболее актуальных проблем воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, постановка на их основе главной цели проекта.
  2. Постановка задач, постепенное решение которых необходимо для достижения главной цели проекта (может осуществляться совместно с методистом ДОУ и родителями воспитанников).
  3. Привлечение к реализации проекта «узких» специалистов (психолог, логопед и т.д.).
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Осуществление сбора необходимой информации и материалов по проблеме проекта.
  6. Наполнение содержания (план-схемы) проекта занятиями, играми и иными видами детской деятельности.
  7. Подготовка домашнего задания, а также заданий для самостоятельной работы.
  8. 8 Проведение открытого занятия, на котором его участникам демонстрируется презентация проекта.
«Организация проектной деятельности дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, проектная деятельность представляет собой такой вид организации педагогического процесса, при котором осуществляется непосредственное взаимодействие воспитателя и воспитанников, а также активный способ взаимодействия детей с окружающей средой. Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов достижения поставленных целей.

Структура проекта

Организация проектной деятельности, предполагает соблюдение установленной структуры проекта:

  1. Совместное с детьми определение цели проекта – воспитатель вместе с детьми выбирает наиболее интересную и актуальную тему, учитывая возможности детей. Цель, которая ставится, должна быть посильна детям.
  2. Непосредственная разработка проекта – включает в себя составление плана. На этом этапе воспитатель, совместно с детьми, определяют к кому они могут обратиться в процессе проектной деятельности, для решения различных задач. Кроме того, воспитатель и дети, изучают различные источники информации и материалы по теме проекта.
  3. Практической выполнение проекта – в зависимости от возраста воспитанников, работа осуществляется либо детьми самостоятельно, либо с помощью и под руководством воспитателя.
  4. Подведение итогов проектной деятельности – осуществляется оценка всех полученных результатов, определяются темы и задачи для новых проектов.

Необходимо отметить, что структура проектной деятельности обязательно должна включать в себя:

  1. Разнообразные наглядности (видео, репродукции, иллюстрации, макеты и т.д.) – это связано с тем, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление и восприятие. Для того, чтобы решение задач было детям по силам, а усвоение материала осуществлялось эффективно, проект следует насытить наглядным материалом.
  2. Осуществление активизации имеющегося у детей опыта (драматизации, беседы и т.д.).
  3. Проведение ежедневной рефлексии – необходимо с целью своевременного выявления и устранения проблем.
  4. Привлечение родителей (законных представителей) к участию в проектной деятельности.
  5. Проведение выставок и презентаций, которые покажут полученные детьми результаты.

Виды проектной деятельности

В настоящее время проекты классифицируются на виды, в зависимости от ряда признаков:

  1. В зависимости от количества участников:

    • групповые;
    • фронтальные;
    • индивидуальные.
  2. В зависимости от целевой установки проекта.

  3. В зависимости от темы:

    • игровые;
    • исследовательские;
    • творческие;
    • информационные.
  4. В зависимости от сроков реализации проекта:

    • долгосрочные
    • средней продолжительности;
    • краткосрочные.

Помимо видов, проекты принято делить на типы:

  1. Исследовательско-творческие проекты – это проекты, основе которых заложено детское экспериментирование. Все полученные результаты дети представляют в виде драматизации, газеты, презентации и т.п.
  2. Ролево-игровые проекты – это проекты, которые содержат различные игровые элементы, в процессе проектной деятельности дети входят в образ различных персонажей и с их помощью решают проблемные ситуации и задачи.
  3. Информационно-практико-ориентированные проекты – это проекты, в ходе которых дети занимаются сбором информации об объекте исследования, обобщают, анализируют и реализуют всю собранную информацию. По окончанию проекта дети знакомят других воспитанников группы или детей из других групп ДОУ с полученной информацией, делятся своими открытиями.
  4. Творческие проекты – это проекты, у которых нет четко проработанной деятельной структуры, она только лишь намечена в виде плана, который развивается в процессе проектной деятельности, ориентируясь на ожидаемый конечный результат.
Замечание 1

Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot