Игровая деятельность – это естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым.
Роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста и проблемы ее организации в ДОУ
Игровая деятельность оказывает большое влияние на физическое, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Она способствует активизации жизненного тонуса ребенка, удовлетворяет его потребности в движении, личных интересах и социальных нужд.
Несмотря на то, что игровая деятельность является важной потребностью ребенка и имеет большое значение в его развитии, перед современными дошкольными учреждениями все чаще всё встает вопрос об усовершенствовании организации игровой деятельности. Некоторые детские сады, особенно сельские, не имеют возможности создать надлежащую игровую среду. В первую очередь это связано с проблемами их финансирования. Также одной из проблем организации игровой деятельности в ДОУ является недостаточное внимание к самодеятельным играм, оказывающим влияние на формирование у детей представлений об окружающем мире.
Достаточно часто, организуя игровую деятельность в ДОУ, воспитатели стремятся подчинить игру задачам воспитания, обучения или развития детей. Это лишь наносит вред, так как приводит к снижению мотивации у детей, которая является основой формирования учебной деятельности каждого дошкольника.
Еще одной из проблем организации игровой деятельности в ДОУ можно назвать то, что большинство молодых специалистов (воспитателей) упускают из виду то, что ребенок, особенно младшего дошкольного возраста, не владеет игровыми действиями в полной мере, его необходимо учить играть. В связи с чем, порой время, отведенное на игровую деятельность, используется воспитателями для проведения учебных занятий, подготовки к праздникам, утренникам и т. д.
Для того, чтобы устранить данные проблемы, в первую очередь необходимо, чтобы воспитатели ДОУ понимали и осознавали значимость игровой деятельности для воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Следует заниматься организацией игровой деятельности целенаправленно, помнить о том, что игра как одна их специфических видов деятельности ребенка не однородна, и каждый из ее видов направлен на развитие той или иной стороны личности ребенка.
Условно все игры делятся на три основных вида:
- Творческие игры – организованные по инициативе ребенка.
- Дидактические и подвижные игры – организованные по инициативе взрослого, имеют определенные правила и условия.
- Народные игры – игры, созданные народом.
Организация творческой игровой деятельности. Народные игры
Творческие игры – это игры, в которых дети самостоятельно определяют цель игры, ее правила и содержание.
В основном творческая игровая деятельность отражает окружающую деятельность людей и взаимоотношения между людьми. Большая часть творческих игр – это сюжетно-ролевые игры, в которых дети играют различные роли, «примеряя» на себя социальные роли (профессии, социальны статус и т.д.).
Помимо сюжетно-ролевых игр, к творческой игровой деятельности относятся игры с элементами труда, художественно-творческая деятельности, театрализованная деятельность и конструкторские игры.
Таким образом, во время творческой игровой деятельности дети имеют возможность получить определенный социальный опыт, удовлетворить собственный интерес и потребности в движении.
Народные игры – это игры, которые происходят из древних времен, построенные с учетом этнических особенностей.
К народным играм относятся хороводы, игры с народными игрушками, забавы т.д.
Народная игра является неотъемлемой частью жизни ребенка дошкольника. Это связано с тем, что именно народные игры, больше чем какие-либо другие игры, направлены на развитие у детей общечеловеческих ценностей. Кроме того, народные игры знакомят детей с историей и традициями народа, показывают особенности этноса.
В рамках ДОУ организация народных игр осуществляется как самостоятельная деятельность, а также в рамках различных праздничных мероприятий (масленица, проводы зимы, Рождество и т.д.).
Организация игр с правилами
Игры с правилами – это игры, которые направлены на выработку определенных навыков, являющихся очень важными для умственного и физического развития детей, воспитания у них характера и воли.
Учебно-воспитательная работа ДОУ основана именно на играх с правилами.
По способу проведения и содержанию игры с правилами принято подразделять на две основные группы:
- Дидактические игры – это игры, которые в первую очередь направлены на развитие у детей дошкольного возраста умственных способностей.
- Подвижные игры – это игры, направленные на физическое воспитание детей дошкольного возраста, их гармоничное развитие, а также с целью удовлетворения потребностей каждого ребенка в движении и обогащению его двигательного опыта.
В свою очередь подвижные игры делятся на игровые упражнения (несюжетные игры) и сюжетные игры.
При организации подвижных игр, необходимо учитывать возрастные возможности и потребности детей. Так, соревновательный элемент следует вводить только в старших возрастных группах ДОУ.
Подвижные игры в ДОУ могут быть организованы как в группе, так и на уроках физической культуры. Однако наибольший интерес у детей вызывают игры, организованные на свежем воздухе, то есть во время прогулки.
Организуя подвижные игры в младших возрастных группах, воспитатель должен принимать непосредственное участие в игре, руководить ей. В средней группе воспитатель руководит игрой со стороны. В старших группах воспитатель объясняет правила игры, дети играют самостоятельно, однако один из детей назначается ответственным за соблюдение правил.
Таким образом, подвижные игры, направлены на формирование у детей навыков соблюдения правил, развитие физических способностей и двигательных умений, удовлетворение их потребностей в движении.