Досуг – это система разнообразных видов деятельности человека, ориентированная на удовлетворение различных потребностей людей и организуемая в свободное время (от учебы, работы и т.д.).
Довольно часто между понятиями «досуг» и «свободное время» ставят знак равенства. Однако это не верно, так как данные понятия, совершенно различны по своему содержанию.
Свободное время относится к социально-экономической категории, отдых – к психофизиологической, а досуг – к социально-педагогической.
Формы и функции досуга
Выделяют две основные функции досуга:
- Рекреативная функция.
- Развивающая функция.
В рамках развивающей функции принято выделять несколько подфункций:
- процесс вовлечения человека в непрерывное просвещение;
- процесс вовлечения людей разнообразные формы любительских видов творчества (техническое, художественное и т.д.);
- организация личностно значимого неформального общения;
- компенсаторная подфункция, направленная на самореализацию своего творческого потенциала, который нет возможности проявить в повседневной жизни.
В настоящее время выделяют достаточно большое количество форм организации досуга (около пятисот форм), которые включают в себя такие виды деятельности как:
- активная рекреация: туризм, прогулки, выгуливание питомцев, непрофессиональный спорт и т.п.;
- товарищеские развлечения, общение, праздники, посещение танцевальных клубов, залов и т.п.;
- социальное творчество и социальная активность (волонтерство);
- индивидуальное освоение и потребление культурных ценностей: чтение, прослушивание музыкальных произведений, просмотр телепередач и т.п.;
- потребление духовных ценностей, представленных в публично-зрелищном виде: посещение филармонии, театра, цирка, выставок, лекториев, зоопарков и т.п.;
- любительское техническое или художественное творчество: пение, коллекционирование, моделирование, разнообразные ремесла и т.п.
Данная классификация вызывает много споров среди ученых в области педагогики, однако она дает максимально целостную картину досуговой деятельности.
Кроме указанных форм, принято выделять также пассивные и активные формы проведения досуга:
- активные (деятельностные) – включают в себя любительские и творческие занятия, занятия физической культурой, а также иные активные формы межгруппового и межличностного общения;
- пассивные – посещение разнообразных культурно-досуговых мероприятий, потребление продукции СМИ (телевидение, Интернет, радио и т.п.);
- неорганизованная и организованная форма досуга;
- индивидуальный, индивидуально-семейный, обобществленный досуг;
- стабильный и ситуативный досуг;
- репродуктивный уровень досуга – досуг, построенный на известных образцах и шаблонах;
- поисково-творческий уровень досуга – представлен досугом, в который каждая личность привнесла что-то свое, индивидуальное или особенное;
- творческо-созидательный уровень досуга – предусматривает всестороннее раскрытие творческой индивидуальности личности;
- социально одобряемые и социально неодобряемые виды досуга.
В настоящее время организация досуга выходит на коммерческий уровень. В области индустрии открывается все больше организаций, которые занимаются разработкой и проектированием досуга людей. Современный рынок насыщен фирмами, предлагающими различные виды и формы досуга. Кроме того, досугом людей занимаются государственные организации, которые проводят различные мероприятия в городе, микрорайоне, учреждении и т.д. Чаще всего досуговые мероприятия приурочены к определенным праздничным или значимым датам.
Значение досуга
Магистральный путь эффективного использования культуросозидающего потенциала досуга сегодня видится в следующем:
- Гуманизация досуговой деятельности, освобождение ее от каких-либо идеологических и производственных функций, насыщение национальными и культурными формами.
- Создание систем правового, материального, психолого-педагогического и организационно-методического обеспечения досуговой деятельности, обеспечение ее доступности широким массам населения.
- Разработка и реализация федеральных, региональных и муниципальных досугово-культурных программ, направленных на обеспечение отдыха, духовного и физического развития населения.
- Всестороннее развитие инфраструктуры культурно-досугового творчества посредством совершенствования традиционных форм досуга и выработка принципиально новых, актуальных и современных, привлекательных для всех возрастов.
- Коренная перестройка системы образования в области досуга и культуры, перевод их на принципиально новый уровень качества, отвечающий требованиям современного общества.
Особенности досуговой деятельности
Особенности досуговой деятельности проявляются в следующем:
- Мотив на осуществление досуговой деятельность является потребностью личности в организации и реализации данной деятельности.
- Цель и задачи досуга определяются и решаются человеком самостоятельно, в зависимости от уровня его нравственного и культурного развития.
- Досуговая деятельность имеет нейтральный или социально полезный характер.
В процессе культурно-досуговой деятельности происходит:
- Восстановление различных сил человека (физических, моральных и т.д.), посредством прогулок на природе, занятий спортом и т.д.
- Повышение эрудиции человека, развитие духовных потребностей, путем чтения книг, посещения выставок, музеев, театров и т.д.
- Развитие духовных сил, творческих способностей и активности, через организацию спортивно-игровой, художественной, исследовательской, театральной и т.д. досуговой деятельности.
- Реализация потребности человека в общении, посредством клубной или кружковой работы, творческих объединений, праздников, дискотек и т.д.
- Развитие целенаправленной творческой и учебной деятельности детей, путем организации досуга в рамках летних лагерей, конкурсов, туристических походов и т.д.