Проблема развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста
Лидерские качества – это свойства индивида, обусловливающие его способность быть преданным делу, умение организовывать эффективную коллективную работы, нести ответственность за свою деятельность, быть упорным и решительным в принятии решений, достижении, поставленных целей и задач.
Лидерские качества несут положительный эффект для всего общества, а не только для самого лидера. Благодаря данным качествам, лидер может организовать работу группы людей, ориентированную на достижение положительных результатов деятельности в оптимальные сроки.
Лидерство определяется как наличием личностных качеств человека (организаторские способности, творческий подход к делу, управленческие навыки), так и интересами, целями конкретного коллектива, особенностями и потребностями его деятельности.
Лидерские качества не являются врожденными. Они требуют развития, и развивать их необходимо с детства.
В настоящее время, остро встает проблема развития лидерских качеств в младшем школьном возрасте. В это время закладка лидерских качеств имеет ряд сложностей. Они связаны с тем, что младший школьник находится на том этапе своего развития, который именуется кризисным. В это время происходит переоценка ценностей ребенка, меняется его социальная роль, появляются новые обязанности и правила поведения, которые необходимо соблюдать, новые социальные условия, к которым нужно привыкать и приспосабливаться.
В младшем школьном возрасте происходит закладка и укрепление моральных принципов поведения, моральных норм поведения, формируется чувство долга и ответственности. В это время осуществляется формирование его отношения к социальной среде, ее субъектам, различным видам деятельности, происходит познание себя и выработка отношения к себе.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом формирования лидерских качеств.
Проблема их развития сводится к следующим положениям:
- Отсутствие опыта коллективных отношений и коллективной продуктивной деятельности. детей необходимо учить навыкам коллективного взаимодействия, сотрудничеству, выполнению совместной работы для достижения какой-то общей цели, доброте и уважению друг к другу.
- Наличие противоречия между стремлением к самостоятельности и отсутствием навыков реализации различных видов деятельности, неимением организаторских способностей. Это требует больших трудовых и временных ресурсов для формирования умения учащихся организовывать разные виды и направления деятельности, действовать сообща.
- Педагогу требуется полностью организовывать любую деятельность младшего школьника, т.е. ему нужно быть организатором, наставником, инициатором, контролером и, фактически, исполнителем, поскольку выполнить полноценно работу самостоятельно учащиеся не смогут, им требуется помощь.
- Развитое чувство нужности и защищенности. Важно, предоставлять детям больше самостоятельности деятельности, хвалить и поощрять их, выражать им свою потребность в них.
- Закрепление в коллективе происходит на основе оценке деятельности ребенка его товарищами. Каждый занимает такое место, какое он заслужил. Но этот процесс не всегда носит объективный характер.
- Появление новых правил поведения, новых требований, условий взаимодействия с педагогом и другими учащимися, часто, приводят к тому, что учащийся подавляет свое «Я», стремясь выполнить все требования школы, следовать ее регламенту. Это отрицательно сказывается на самовыражении, проявлении своих потребностей, выражении лидерских качеств (при их наличии).
Организация образовательного пространства для формирования позитивных лидерских качеств у младших школьников
Для развития лидерских качеств у учащегося начальной школы необходимо активно привлекать его к разнообразным видам деятельности. Пассивное времяпрепровождение ребенка не позволит приобщить его к коллективной деятельности, развить его организаторские способности, раскрыть творческий потенциал. Любое развитие всегда реализуется в деятельности.
Основными мероприятиями по формированию лидерских качеств учащегося начальной школы являются:
- Организация диагностирования лидерских качеств. Чтобы понять, есть ли в коллективе лидер, определить лидерский потенциал учащихся проводятся специальные мероприятия, позволяющие каждому ребенку проявить себя, выполнить что-то самостоятельно, помочь коллективу в достижении общей цели. К примеру, в школе может быть организовано проведение каких-то праздников, посещение важных учреждений – пожарная часть, полиция, проведение дня открытых дверей, новогодней благотворительной акции, помощь бездомным животным. Учащимся предоставляется максимальная самостоятельность в реализации данных направлений деятельности. Педагог только направляет и помогает детям.
- Организация школьного самоуправления. Оно способствует развитию навыков учащихся в самостоятельном построении учебного процесса и выполнении контроля за его прохождением. Полноценное самоуправление в младшем школьном возрасте реализовать проблематично. Но можно организовать дежурства по классу, выделить ответственных за уборку, подготовку доски к уроку, дать какое-то задание, для которого учащиеся делятся на группы и распределяют свои трудовые обязанности и т.д.
- Создание исследовательской ситуации. Такие ситуации ориентированы на создание определенных условий, позволяющих учащемуся проявить себя в решении какой-то проблемы, которая ему интересна. Решение проблемы дает возможность учащимся проявить свои творческие навыки деятельности, найти оригинальное решение поставленной задачи, придумать способ организации коллективной или групповой деятельности, позволяющей достичь конкретного результата.
- Проведение классных часов. Такие часы необходимы для предоставления каждому учащемуся возможности рассказать о себе, продемонстрировать свои навыки, умения, таланты, а также познакомиться друг с другом поближе, узнать о способностях своих товарищей.