Значение государственно-частного партнерства в системе образования
Государственно-частное партнерство – это взаимодействие публичной организации и частной сферы деятельности, которое оформлено и подкреплено юридической документацией на определенный период в виде соглашения о партнерстве, в котором прописывается распределение ресурсов и рисков, обязанностей и ответственности обоих сторон.
Создание системы государственно-частного партнерство стало итогом развития рыночных отношений и реформирования образовательной сферы. Его функционирование отвечает необходимости разрешения таких образовательных задач, как предоставление возможности получения образования детьми с разными потребностями и возможностями, уровнем интеллектуального и психического развития.
Партнерство позволяет объединить ресурсы и привлечь дополнительные средства для эффективной реализации образовательных программ и достижения целей и задач обучения. Кроме того, это позволяет поднять безопасность учащихся на новый уровень, создать оптимальные психофизиологические условия развития подрастающего поколения.
Основными достоинствами государственно-частного партнерства в образовательной сфере являются:
- Обеспечение процесса социально-экономического развития общества более быстрыми темпами. Партнерство помогает в реализации значимых и перспективных проектов более быстрыми темпами.
- Привлечение частного капитала в образовательную сферу сокращает нагрузку на бюджеты разных уровней. Это позволяет рациональному распределению государственных инвестиций во времени и направлениях.
- Возможность переустройства государственного сектора. Партнерство помогает в решении первостепенных региональных проблем, а также использованию инновационных методов и подходов в организации деятельности государственных предприятий и структур.
- Снижение рисков за счет их распределения между партнерами. Происходит перераспределение ответственности за реализацию конкретного образовательного проекта на частное лицо.
- Повышение качества образовательных услуг.
- Профилактика коррупции.
Принципы построения государственно-частного партнерства в системе дополнительного образования
Чтобы партнерство между государством и обществом приносило положительные результаты в дополнительном образовании детей, необходимо строить государственно-частное партнерство по следующим принципам:
- Принцип синергии. Такое партнерство предполагает построение системы долгосрочных отношений с ориентацией на производство и внедрение продукции, оказания услуг в системе дополнительного образования. Для этого необходимо организовать поэтапную работу, основанную на партнерском взаимодействии.
- Принцип коммерциализации. Создание государственно-частного партнерства должно оказать помощь в разрешении проблем в сфере дополнительного образования. Для этого, необходимо осуществить коммерциализацию противоречий, которые негативно сказываются на рыночной экономике региона и приводят к нарушению функционирования дополнительного образования. Это поможет изменить систему управления комплексными образовательными проектами.
- Принцип обновления. Построение партнерских взаимоотношений способствует переводу государственного сектора в рыночную деятельность.
- Принцип взаимовыгодной сделки. Партнерство организуется на основании заключения добровольного соглашения, которое предполагает организацию совместной целенаправленной деятельности с сохранением интересов обоих сторон.
- Принцип ориентации на результат. Партнерство позволяет осуществлять финансирование, управление и регламентацию деятельности обоими сторонами с привлечением социального контроля. Такие отношения создают взаимовыгодное разделение ответственности. Партнерство должно строиться по конкретным параметрам эффективности и в соответствии с определенными требованиями.
- Принцип инновационного управления. Партнерство выступает инновационным инструментом взаимодействия, дающего возможности передачи знаний от частного сектора к государству.
- Принцип акцентирования внимания на пустой нише, заполняемой партнерством. Создание партнерства должно происходить таким образом, чтобы устранить или сгладить региональные проблемы в сфере дополнительного образования с минимизацией рыночных потерь.
- Принцип единой цели. Партнерство должно быть ориентировано повышение качества, эффективности, объема образовательных услуг в системе дополнительного образования.
Модель построения государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования
Успешная организация государственно-частного партнерства строится на основе ряда моделей, учитывающих потребности частного сектора и сферы дополнительного образования.
Одной из моделей, имеющих положительные итоги ее применения, стало построение такой системы взаимоотношений, которая была ориентирована на достижение следующих приоритетных направлений развития системы дополнительного образования:
- Доступность образовательной среды. Позволяет привлечь максимальное количество детей к дополнительному обучению.
- Повышение качества обучения. Партнерство позволило органам государственной власти сосредоточиться на тщательном планировании и проектировании образовательных программ дополнительного образования.
- Оптимизация расходов. Партнерство дает новые финансовые ресурсы образовательным организациям, что позволяет им конкурировать на рынке, за счет применения современных инновационных технологий в своей работе.
- Активизация потенциала и управления в системе дополнительного образования. Происходит стимулирование повышения уровня знаний и инноваций в системе дополнительного образования.
- Устойчивость образовательных проектов в сфере дополнительного обучения.
- Создание более гибких условий занятости педагогов в системе дополнительного образования.
Модель ориентирована на повышение качества и доступности дополнительного образования и расширение спектра участия общества в его функционировании.
Соглашение между партнерами предполагает предъявление к их деятельности следующих требований:
- Наличие компетенции в области ресурсного снабжения дополнительного образования;
- Наличие внутренних и внешних связей для развития образовательного потенциала организации;
- Участие в подобных проектов и наличие опыта их продуктивной реализации;
- Надежность и ответственность в заключении партнерских договоров.
Партнерство реализуется на основании внесения предложений по развитию сферы дополнительного образования каждым партнером, выбора наиболее важного и доступного для реализации направления деятельности. Далее, происходит проектирование работы с формулированием действий каждой стороны и заключается соглашение с обоснованием интересов, ресурсного вклада и возможностей привлечения дополнительных источников финансирования обеими сторонами соглашения.
Проект реализуется в несколько стадий, на каждой из которых, обе стороны вносят свой вклад в его реализацию. Затем подводятся итоги, оцениваются и анализируются результаты.