Роль аутентичных текстов в языковом познании
Аутентичные тексты – это тексты, взятые из оригинальных источников и, отражающие их лексическую и грамматическую структуру.
Такие тексты находят активное использование в языковом познании. Они демонстрируют учащимся особенности применения языковых средств, грамматических структур в иностранной речи, в конкретных ситуациях общения.
Аутентичные тексты имеют свои особенности, которые отражаются на их использовании в образовательном процессе.
В первую очередь они ориентированы на обучение учащихся навыкам устного общения на иностранном языке. За счет того, что тексты являются оригинальными источниками информации и отражают варианты реального общения на иностранном языке, они позволяют расширить языковые познания учащихся, увеличить объем их словаря и дать представление о способах использования речевых конструкций в разнородных речевых ситуациях.
Роль аутентичных текстов в языковом познании сводится к выполнению ими следующих функций:
- Информационная функция. Она связана с отражением текстами речевых образцов, ситуаций общения.
- Управляющая функция. Она связана с управлением текстами запоминаем, представленной в них информации, учащимися. ситуации речевого общения, представленные в аутентичных текстах, носят реальных характер, а, потому, управляют запоминаем учащихся т.е. способствуют их непроизвольному запоминанию информации.
- Эвристическая функция. Она связана с воспитанием уважения через тексты к культуре, традициям носителей языка.
- Познавательная функция. Она связана с расширением и обогащением языковых знаний, наполнением словарного запаса и познанием вариантов использования иностранных слов в различных речевых ситуациях.
- Стимулирование устного общения на иностранном языке. Оно реализуется за счет пересказов текстов, придумывание их продолжения, ответов на вопросы по поводу содержания текстов.
- Смысловая функция. Она связана с пониманием смысла использования речевых конструкций и их назначения за счет знакомства с аутентичными текстами и выполнения разнообразных упражнений по ним.
Таким образом, аутентичные тексты позволяют приблизить учащихся к реальности общения на иностранном языке, формируют у них представления об использовании лексики и фразеологии.
Методика обучения аудированию учащихся старшей школы на основании аутентичных текстов
Аудирование - это процесс восприятия и понимания иностранной речи на слух.
Навык аудирования необходим для полноценного освоения устного речевого общения на иностранном языке. Потому, развитию навыков аудирования уделяется большое значение в языковом познании.
Аудирование составляет основу устного общения и формирует навыки устной речевой коммуникации на иностранном языке. Чтобы воспроизводить речь, ее требуется правильно воспринимать, а в общении необходимо понимание смысла сказанного собеседником для поддержания адекватного диалога.
В развитии навыков аудирования учащихся старших классов находят активное применение аутентичные тексты. Они используются в следующих приемах работы:
- Прослушивание диалогов текста, его фрагментов и составление аналогичных, построения диалогового взаимодействия с одноклассниками в таком же духе, пересказов услышанного, отражение сути прослушанной информации.
- Прослушивания фрагментов текста и последующего предоставления ответов на вопросы по нему.
- Прослушивания начала диалога и его дальнейшее продолжение в самостоятельном парном или групповом общении на уроке.
- Прослушивания монологов для формирования навыков их адекватного восприятия, понимания и передачи смыслового значения. Учащимся дается прослушать аутенчиный монолог, которые они воспроизводят полностью, отражают тезисно суть услышанного, основное содержание и действующих лиц.
Аудирование аутенчиных текстов реализуется поэтапно:
- Осуществляется подготовка к прослушиванию. Тренируется слуховое внимание учащихся, навыки восприятия иностранной речи и особых речевых конструкций (например, таких, с которыми ранее не были знакомы). Для этого используются специальные упражнения, ориентированные на прослушивание, восприятие и понимание отдельных звуков, слов и фраз. Здесь же, дается инструкция по прослушиванию текстов, правила, которые необходимо соблюдать в ходе аудирования.
- Прослушивание текста и проверка понимания его смысла. Педагог дает задание, которое учащимся необходимо выполнить т.е. прослушивание осуществляется не просто так. По его завершению учащимся необходимо ответить на какие-то вопросы, отгадать загадки, сопоставить факты и т.д.
- Выполнение специальных упражнений на развитие базовых навыков устного общения. они должны носить творческий характер и побуждать учащихся к проявлению инициативы речевого взаимодействия на иностранном языке, стимулировать их речевую активность.
- Выполнение неспециальных упражнений, ориентированных на развитие навыков устного общения. Такие упражнения ориентированы на реализацию спонтанных диалогов учащихся, организацию их общения, дискуссии на иностранном языке.
В ходе прослушивания аутентичных текстов на иностранном языке происходит автоматическое усвоение основ построения грамматических и синтаксических конструкций, усваиваются правила использования слов в конкретных речевых ситуациях и способы построения фраз. Учащиеся автоматически запоминают естественные речевые ситуации, представленные в иностранном тексте и формируют свои монологи и диалоги на иностранном языке в соответствии с ними.
Для старшеклассников используются тексты, соответствующие их интересам и потребностям. Это могут быть сведения об известных личностях (певцы, актеры), популярные фильмы, интересные факты из жизни народов иностранного государства и т.д. Это создает мотивацию к изучению иностранной лексики и формирует стремление к ее пониманию при прослушивании.