Стратегия идентификации слова и ее применение при чтении иноязычных электронных текстов
Стратегия идентификации слова – это инструкция по совершению действий при изучении лексических языковых единиц.
Стратегии идентификации слова разрабатываются в качестве приемов познания иностранного языка, освоения техники чтения иноязычных текстов, расширения лексического запаса. Они ориентированы на увеличение продуктивности восприятия учащимися языка.
Языковое познание начинается с изучения лексических единиц, составляющих его основу. Если они будут полноценно освоены, то дальнейшее познание языка, изучение его смысловых структур, грамматики и орфографии будет протекать более плодотворно.
Что касается использования стратегии идентификации слова при чтении электронных изданий на иностранном языке, то их использование возможно только при следующих условиях:
- Знание основ иностранной грамматики.
- Знание грамматической принадлежности иностранных слов.
- Умение давать иностранным словам грамматическую характеристику.
- Знание функционального значения иностранных слов и умение определить их роль в том или ином предложении.
- Знание словообразовательных образцов и вариантов их практического применения.
Данные условия обуславливают продуктивную идентификацию слов при чтении текстов на иностранном языке.
Разновидности стратегий идентификации слова
К основным стратегиям, применяемым в ходе идентификации иностранных слов в процессе чтения, относятся:
- Стратегия опоры на тематику текста. Она предполагает, что какая-то часть информации, представленной в теме текста, знакома читателю. Это помогает понять смысл неизвестных слов, идентифицировать их. При этом, тема текста не раскрывается до его прочтения. Она может быть отражена в названии, во вступлении. Таким образом, читателю оказывается помощь в идентификации иностранной лексики.
- Стратегия опоры на известную лексику. Она основана на знании читателями каких-то отдельных слов или фраз, представленных в тексте. Это помогает выдвинуть гипотезу о смысле неизвестного слова. Читатель предполагает, что же может означать то или иное слово, а затем подтверждает или опровергает свое предположение. Данная стратегия применима тогда, когда в тексте представлены слова в переносном значении.
- Стратегия опоры на жизненный опыт учащегося. Она связана с сопоставлением слов и ситуаций, представленных в тексте с реальными бытовыми событиями, имеющимся читательским опытом.
- Стратегия исследования изображений, иллюстраций, представленных в тексте. Она основана на рассмотрении иллюстраций, их сопоставлении со словами, представленными в тексте. Это помогает в определении их смысла.
- Стратегия подбора синонимов и антонимов. Она связана с нахождение к неизвестному слову текста синонима, которые, также, представлены в тексте. Также, определить смысл слова помогают антонимы. Их наличие подтверждается следующими словами, представленными в тексте: however, but, yet, on the other hand, in contrast.
- Стратегия опоры на контекст. Для понимания смысла слова и определения его значения следует обращать внимание на контекст, в котором оно использовано.
Методики освоения стратегий идентификации слов в иностранных текстах
Освоение идентификации слов при чтении иностранных текстов реализуется на основании ряда методик работы на уроках иностранного языка. К ним относятся:
- Методика мотивации к познавательной работе. Она связана с использованием различных приемов, позволяющих привлечь внимание учащихся к работе над текстами. Чтобы электронные тексты были прочитаны, необходимо заинтересовать учащихся их темой, озвучить отельные утверждения, представленные в текстах, вызвать потребность в чтении и осмыслении данного текста.
- Методика работы над восприятием текста. Она связана с ознакомлением с текстом т.е. его первоначальным чтением и первичным осмыслением. Учащиеся выделяют знакомые слова и фразы, ключевые компоненты текста, делают предположения об его общей идее. Данная работа происходит посредством чтения текста и определения его темы, основной идеи, выделение важной информации – слов и предложений, ее обобщение и анализ. Это позволяет сформулировать гипотезу о смысле данного текста и его значении.
- Методика разделения текста на части. Она ориентирована на выделении в тексте ключевой идеи, слов, в которых заложена суть. Чтобы найти ключевые слова и фразы текста, необходимо разделить его на части, выделив главные предложения в каждой части и важные слова в них, т.е. те, которые передают смысл текста по мнению читателя. Ключевые слова, определение их значения помогают в понимание смысла всего текста, поэтому внимание учащихся обращается на ключевые слова и фразы, определение их языкового значения и смысла в конкретной ситуации, описываемой в тексте. Педагог помогает связать ключевое слово с иными словами и фразами текста, через поиск синонимов и антонимов.
- Методика речевых упражнений. Она связана с включением в работу речевых упражнений, которые содержат слова, связанные с текстом и его смыслом, и требуют совершения речемыслительной деятельности разной сложности (в зависимости от этапа обучения, возраста учащихся, их уровня языкового познания, языковых навыков, общего уровня развития).
- Методика послетекстовой работы. Она связана с анализом информации представленной в тексте, ее обсуждением на иностранном языке. Это углубляет языковые познания, расширяет лексический запас и позволяет развить навыки разговорной иностранной речи. В данном случае обсуждаются проблемы, представленные в тексте, выясняется какая информация была знакомой для читателей и, что нового они узнали после прочтения, какие эмоции вызвала данная информация, что заинтересовало и т.д.
Следует отметить, что освоение стратегий идентификации слов в ходе чтения иностранных текстов основывается не просто на понимании смысла отдельных слов, определении их значений, а на выявлении их смысла в конкретном контексте.