Актуальность изучения художественного ремесла в современном образовании
Художественное ремесло – это навыки изготовления изделий из различных материалов, посредством использования приемов художественной обработки.
Народная культура и народные промыслы лежат в основе развития подрастающего поколения. Они формируют культурную идентичность личности и приобщают подрастающее поколение к самобытности своего народа. Знакомство с культурным наследием, художественными традициями, ремесленным мастерством используется в воспитательном процессе для формирования нравственных ориентиров и общего культурного развития учащихся.
На сегодняшний день художественные ремесла находятся в кризисной ситуации. Интерес людей к ним падает, желание заниматься ремесленным делом снижается. Это обуславливает развитие проблемы несения невосполнимых потерь в области исторического и культурного развития страны.
В этой связи, знакомство с художественным ремеслом актуально внедрять в образовательный процесс на всех его этапах. Оно должно изучаться не только в системе дополнительного образования, но и в общеобразовательных учебных заведениях.
Актуальность включения художественных ремесел в образовательную программу школ можно отразить следующими положениями:
- Художественные ремесла имеют глубокие культурные и исторические корни, способствуют знакомству подрастающего поколения с историей и культурой своей страны, своего народа.
- Изучение технологических приемов ручного труда формирует ряд важных трудовых навыков учащихся, а также воспитывает уважение к народному творчеству, труду, формирует трудолюбие и творческий подход к делу.
- Познавательный, художественный, трудовой потенциал художественных ремесел может дать толчок развитию у учащихся творческих способностей, активизации творческого потенциала, формированию различных творческих интересов и потребностей.
- Изучение ремесел способствует профессиональной мотивации учащихся к занятию ремесленным мастерством с целью его развития, поднятия на новый уровень.
- Познание художественного ремесла приобщает учащихся к народной культуре и творчеству, формирует мотивацию к народному искусству и вырабатывает потребность в нем.
- В ходе изучения ремесленного дела осуществляется развитие художественных способностей учащихся и их приобщение к художественной деятельности.
- Ремесленное дело формирует вкус и эстетическое восприятие учащихся, чувство прекрасного и уважение к искусству, а, следовательно, является важным направлением эстетического воспитания подрастающего поколения.
- Ремесленное дело формирует основы самостоятельной творческой деятельности.
- Знакомство с ремесленным промыслом формирует смекалку и изобретательность, развивает навыки генерирования идей, основы креативного мышления.
- Активное воздействие художественного ремесла на эмоциональную сферу личности.
Направления внедрения основ художественных ремесел в образовательный процесс
Изучение художественных ремесел постепенно начинает возрождаться. Оно активно включается в образовательный процесс и играет в нем особую роль.
Художественные ремесла изучаются посредством их внедрения в образовательный процесс по следующим направлениям:
- Кружки народного промысла, организованные в учреждениях дополнительного образования. Так, создаются кружки, на которых изучается декоративное и прикладное искусство. Они не носят профессиональной направленности т.е. учащиеся просто знакомятся с разными видами ремесел и осваивают элементарные операции и технологии создания различных изделий, работы с различными материалами. Ознакомительный уровень работы предполагает ориентацию на учащихся младшего школьного возраста. Иногда охватывается и аудитория среднего возраста, но работа с подростками не ведется кружками. Это связано с низким интересом подростков к данной деятельности и отсутствием профессиональной мотивации для ее изучения.
- Дистанционное обучение основам народного ремесла. Такие курсы дают только теоретические знания в сфере ремесел. Они, также, созданы в основном для ознакомления учащихся с основами народного ремесла. Практические навыки ремесленного дела невозможно полноценно развить дистанционным способом.
- Школы ремесленного дела. Они являются самостоятельными учреждениями системы дополнительного образования. Их деятельность основывается на изучении технологии отдельных ремесел, с учетом этнокультурного и регионального аспекта существования школы. Обучение ведется по специальной образовательной программе и охватывает широкую аудиторию учащихся: с младшего до старшего школьного возраста. Учащиеся школ постигают азы работы определенного вида ремесла, знакомятся сего историческими основами и народными особенностями. Теория сочетается с практикой ремесленной деятельности. Обучение завершается практической работой по созданию готового продукта и его представления.
- Программы факультативной работы. Такие программы являются составной частью общеобразовательной программы учебного заведения. Они предполагают обучение учащихся ремесленному делу во внеурочной деятельности: проведение факультативных занятий, организация школьных кружков. Программы имеют разную направленность ремесленной деятельности и рассчитаны на разное количество часов.
- Включение тем художественного ремесла в уроки изобразительного искусства и технологии. Учащиеся знакомятся с основами ремесленного дела на уроках ИЗО, постигая художественный аспект данной деятельности. на уроках технологии постигается техническая сторона вопроса: технологии создания ремесленных изделий, работа с разными видами материалов, их обработка и преобразование. При изучении художественного ремесла на любом из уроков осуществляется активизация творческой деятельности учащихся, формируются основы творческого подхода к той или иной деятельности.