Цель и понятие описания
Описание – это особый вид связной монологической речи, коммуникативной задачей которого является создание словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.
Описанию характерна специфическая коммуникативная направленность по сравнению с остальными типами речевых сообщений. Оно предполагает обязательную ориентацию говорящего на партнера общения и его реакцию, оказывая на слушателя преимущественно информативное воздействие.
Цель описания – максимально полно и адекватно передать слушателю информацию об объекте описания. Чаще всего описанием предполагается наличие опоры на наглядность, чем предопределяются особенности функционирования речемыслительной деятельности субъекта восприятия. Описание взаимосвязано с развитием чувственного познания и конкретно-образного мышления. Все особенности описания объективированы в его продукте – тексте описательного типа. Языковые средства, используемые в тексте-описании – вводные слова, глаголы повелительного наклонения, номинативные, безличные, эллиптические предложения, с большим количеством существительных, прилагательных, числительных и причастных форм, а также соединительных союзов.
Обучение составлению текстов-описаний
Занятия, направленные на обучение описанию оказывают разностороннее влияние на процесс познавательного развития детей и формирование у них речемыслительной деятельности, а также помогают активизировать зрительное, речеслуховое и тактильное восприятие, память, внимание и наблюдательность. При составлении описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, пользоваться для их обозначения нужными лексемами, объединяют разрозненные высказывания в связные последовательные сообщения. Дети уточняют свои представления об окружающем мире, расширяют активный словарный запас.
С этой целью следует придерживаться поэтапного обучения, состоящего из следующих шагов:
- подготовительные упражнения к описанию предметов;
- формулировать первоначальные навыки самостоятельного описания;
- описывать предметы на основании их основных признаков;
- обучать развернутому описанию предметов, включая различные признаки;
- закреплять полученные навыки составления рассказа-описания, включая проведение игровых и предметно-практических занятий;
- усвоить первоначальные навыки сравнительного описания предметов.
Проведение подготовительных упражнение предполагает развитие сенсорного восприятия у детей, навыков элементарного анализа воспринимаемого предмета. Стоит использовать упражнения на узнавание предмета на основании описания, сравнение нескольких предметов по их основным признакам, составление словосочетаний и предложений, учитывая зрительное и тактильное восприятие предмета. Проводя упражнения на сравнение предметов нужно уточнить понятие формы и цвета, а также прочих отличительных признаков. Сначала дети сравнивают однотипные предметы, отличающиеся каким-то одним признаком, затем приступают к сравнению предметов, относящихся к одной типологической группе (овощи). А далее начинают сравнивать предметы разных групп, но имеющих 1-2 общих признака. Это помогает развивать слуховое внимание и восприятие, внимание к понятийной стороне речи и готовят детей к самостоятельному описанию предметов.
Далее у детей формируют навык составления описания предметов, начиная простым описанием, составляемым с помощью учителя, постепенно переходя к более самостоятельным и развернутым высказываниям.
Чтобы составлять описание с опорой на вопросы учителя, подбирают игрушки и другие предметы с ярко выраженными и легко определяемыми при восприятии признаками. Изначально простое описание предмета включает 4-5 фраз и состоит из названия, перечисления основных внешних признаков и некоторых отличительных свойств.
После нескольких занятий дети могут переходить к более развернутому описанию предметов в соответствии с предваряющим планом-схемой. При этом должна быть усвоена определенная схема высказываний-описаний, а также сформированы представления об основных структурных частях описательного текста.
Эффективным приемом при обучении детей описанию выступает прием параллельного описания предмета учителем и учащимся. Учитель, а за ним и ребенок составляют описание предмета по отдельным частям, называя один и тот же признак. Такой прием можно использовать как в начале обучения приему самостоятельного описания, так и в дальнейшем, если дети испытывают трудности в процессе усвоения последовательного плана-схемы.
Постепенно, с усвоением детьми навыков описания непосредственно воспринимаемого предмета, рекомендуют вводить в обучение отдельные виды работ: описание предмета по памяти, собственным рисункам, включать описания в игровые ситуации.
Прием описания предмета по рисунку – эффективный для усвоения детьми навыков самостоятельного описания. Детям предлагают нарисовать какой-то предмет или игрушку, а затем описать его по вопросам, подготовленным учителем. Такие предметно-педагогические действия в процессе обучения детей навыкам описательной речи помогают закреплять представления об основных свойствах предметов и повышают интерес детей к самим занятиям.
Речевые навыки, которые были сформированы на занятиях по описанию предметов, закрепляются и развиваются в процессе игровых занятий, состоящих из упражнений на узнавание предметов по описанию, их сравнение, воспроизведение данного педагогом образца описания, а также при самостоятельном составлении детьми рассказа-описания.