Основные приемы обучения пересказу
Пересказ – это изложение прочитанного материала своими словами.
Пересказ подготавливают специально, он не может быть спонтанным, так как представляет достаточно трудную работу для детей, поэтому подготавливая их к пересказу, можно использовать следующие приемы работы:
- предупредить учеников о том, что рассказ должен быть пересказан подробно, близко к тексту, либо напротив, сжато, перед детьми должна быть поставлена цель, какому виду пересказа они должны научиться;
- беседа с детьми по содержанию текста, разнообразные виды работы над языком с выделением тех слов, речевых оборотов и целых предложений, которые должны быть использованы в пересказе;
- отработка выразительного чтения в качестве подготовки к выразительному пересказу;
- расчленение рассказа и выделение частей с озаглавливанием их, составление плана текста, который должен быть пересказан;
- пересказывание фрагмента текста, предварительный (черновой) пересказ, разбор его недостатков и достоинств, то есть редактирование текста;
- возможность обратиться к схожим случаям из реальной жизни, связывание прочитанного и собственного опыта учеников.
Все обозначенные приемы могут быть совмещены во время работы на уроке, их использование возможно в любой последовательности и в любых сочетаниях. Выбор приемов зависит от того, какая цель при обучении пересказу была поставлена учителем.
Требования к пересказу учащихся начальной школы
Во время пересказа детям необходимо слышать живую речь, поэтому учитель должен суметь донести до каждого ребенка, что пересказ не является ни заучиванием, ни зубрежкой.
Требования к качеству пересказа должны быть самыми серьезными, чтобы дети занимались именно пересказом, а не вольной интерпретацией прочитанного или заучиванием текста наизусть. Основываясь на сущности пересказа, можно наметить ряд основных требований, которые должны быть предъявлены с самого начала:
- осмысленность с полным пониманием текста – главное в обучении;
- полная передача произведения, то есть отсутствие существенных пропусков, которые нарушают логику изложения;
- последовательный и связный пересказ;
- использование словаря и оборотов авторского текста с удачной заменой отдельных слов на синонимы;
- плавный пересказ с отсутствием длительных и ненужных пауз;
- выразительная и фонематическая правильная речь, определенная культура поведения во время пересказа.
Все обозначенные требования взаимосвязаны, ни одним из нах нельзя пренебрегать. Язык произведения дети усваивают во время чтения, в беседах и в ходе анализа предложенного текста. Слова и обороты речи из образца для ученика становятся своими, во время пересказа школьники не должны напрягаться, стремясь к выполнению того или иного предложения из текста, а выстраивает его самостоятельно. Учитель только следить за употреблением в речи учеников новых слов или необычных сочетаний. Желательно научить их использованию изобразительных языковых средств, образных выражений, фразеологизмов, в связи с чем работа над выбором данных средств должна быть проведена во время словарной работы.
Важно, чтобы при пересказе сохранялся стиль образца. Например, сказку нельзя пересказывать как рассказ. При пересказе школьники могут употреблять множество слов, которые отсутствуют в тексте, этого избежать невозможно, а для развития активного словаря детей, это даже полезно до определенного предела. Учитель может регулировать степень влияния образца, задавая пересказ после однократного или двукратного прочтения либо прослушивания текста, возвращаться к тексту с целью улучшить и расширить пересказ.
Критерии пересказа должен обязательно определить учитель и сообщить их детям, чтобы они самостоятельно могли увидеть свои достоинства и недостатки в работе.
Произведения для пересказа
Чтобы обучение пересказу было плодотворным, необходимо в первую очередь, правильно подбирать тексты для пересказа.
Каждое произведение должно учить детей чему-то полезному, развивать в детях необходимые для нашего общества личностные черты. Подобранные тексты должны быть доступны детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе они имели возможности отражать личное отношение к рассматриваемому событию.
При подборе произведений для пересказа необходимо учитывать ряд следующих требований к ним:
- они должны обладать воспитательной ценностью, обогащая моральный опыт каждого ребенка;
- они должны быть доступны по содержанию, то есть в произведении должны быть персонажи, имеющие ярко выраженные черты характера и понятные поведенческие мотивы;
- четкая композиция с хорошо выраженной последовательностью действий. Особое значение имеет степень динамичности сюжета;
- образцовый язык, доступный детям словарь, четкие фразы без сложных грамматических форм. Язык произведений должен быть выразительным, обладать богатыми и точными определениями, сравнениями, свежестью языка, могут состоять из форм прямой речи, что поможет сформировать выразительность детской речи;
- доступность по объему, с учетом особенностей детского внимания и памяти. Нельзя пересказывать стихотворные тексты, то есть басни, сказки в стихах, баллады и пр.
Литературно-художественный материал, который может быть предложен для пересказа, постепенно усложняется, а также возрастает и качество текстов.
Из всего вышесказанного следует, что обучать пересказу необходимо, внимательно подходя к выбору текста из школьной программы на уроках литературного чтения и начинать обучать данному типу работы необходимо повествовательными произведениями, а затем включать элементы описания и рассуждения.