Необходимость пересказа для формирования монологической речи детей с ОНР
Пересказ – это воспроизведение литературного текста или рассказа в устной речи. Он предполагает передачу основной мысли и содержания произведения, за счет включения в работу мышления, памяти и воображения.
Пересказ занимает важное место в развитии ребенка. Он способствует развитию речи, особенно при наличии речевых дефектов, а также способствует развитию мышления, нравственному и эстетическому воспитанию детей.
Что касается детей с общим недоразвитием речи, то у них наблюдается недоразвитость предпосылок для формирования связной устной речи. Это обуславливает актуальность применения текстов и их анализа для развития данных предпосылок. Пересказ позволит устранить трудности, связанные с пониманием и актуализацией разнообразных текстовых категорий и сделает процесс обучения более доступным и успешным для ребенка с ОНР.
Чтобы полностью устранить дефекты речевого развития ребенка с ОНР, необходимо акцентировать внимание на развитии связной монологической речи.
Проблемы с развитием монологической речи у ребенка с ОНР возникают из-за:
- Недоразвитости фонематического строя языка;
- Нарушений лексических компонентов речи;
- Неспособности усвоения грамматических конструкций речи;
- Отклонений в эмоциональном развитии ребенка;
- Нарушений в работе памяти;
- Проблем с восприятием и концентрацией внимания.
При составлении коррекционной программы, ориентированной на развитие монологической речи младшего дошкольника, имеющего ОНР, особое внимание уделяется пересказу. Это обусловлено тем, что:
- Пересказ позволяет усовершенствовать общую структуру речи.
- Пересказ помогает устранить дефекты произношения, наполнив речь выразительными свойствами.
- Пересказ помогает в формировании навыков построения предложений и текста.
- Пересказ помогает обогатить словарный запас.
- Пересказ развивает творческие способности ребенка.
- Пересказ помогает воспитать чувство языка, если использовать произведения высокохудожественной литературы.
Коррекционная логопедическая работа предполагает обучение детей с ОНР различным видам пересказа: подробному, сжатому, выборочному.
Основные этапы коррекционной работы по обучению пересказу
Коррекционная работа по обучению учащихся младших классов ориентируется на достижение учащимися следующих способностей к пересказу:
- Осознанное восприятия текста;
- Передача основной мысли и сохранение логического компонента произведения;
- Связный пересказ с сохранением последовательности действий и событий текста;
- Возможность точного повторения существенных выражений автора, его высказываний;
- Спокойность пересказа;
- Избежание заминок при пересказе, исключение лишних пауз, длительной задержки;
- Сохранение выразительности и фонематической правильности речи.
Рисунок 1. Пересказ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Обучение пересказу реализуется в несколько основных этапов:
Подготовительный этап. Первоначально педагогу необходимо повести с детьми беседу, ориентированную на понимание детьми содержания произведения, характера героев, смысловой линии, важных моментов. Кроме того, педагог должен помочь учащимся в подготовке к выразительному пересказу, правильной постановке интонации, соблюдением пауз, выделением важных моментов и фраз. Кроме беседы, педагог может просмотреть с учащимися фильм по данному произведению, его отдельные сцены, иллюстрационные пособия. Подготовительная работа помогает учащемуся воспринимать текст целостно и осмысленно.
Основной этап. на этом этапе, коррекционная работа ведется по нескольким направлениям:
- Развитие навыков обработки текстовой информации. Дети должны научить дополнять фрагменты текста, общее содержание текста, даже если в нем присутствует непонятная для них информация, уметь добавить к тексту вступление и заключение т.е. придумать его, исходя из смысла произведения. Педагог проводит работу с текста, ориентируясь на выделением в нем отдельных ситуаций и событий, анализируя личности героев, выделением главных и второстепенных событий, разделения отдельных сцен на части, выявление логической последовательности текста;
- Развитие навыков развертывания образа текста, который отложился в памяти после первичного прочтения/произнесения в связную речь. В этом направлении дети должны научится воспроизводить текст, максимально точно т.е. с передачей его смыслового назначения, а также уметь исправлять свои ошибки при воспроизведении текста, вносить дополнения или убирать ненужное.
Заключительный этап. На этой стадии проводится анализ работы текстом, оцениваются итоги учащихся, их достижения в деятельности по пересказу, выявляются недочеты и определяются пути их исправления.
Методы обучения детей пересказу
Основными методами и приемами коррекционной работы с детьми, ориентированными на обучение младших школьников с ОНР пересказу являются:
- Компьютерные слайды. По тексту составляется презентация из слайдов, отражающих основные сцены текста, его героев и содержания. Это служит наглядным пособием для восприятия текста ребенком, а также увлекает его, мотивируя к работе;
- Детский рисунок. Ребенок должен выполнить зарисовку отдельной сцены текста, какого-то его фрагмента (в доступной ему форме – схематично, либо полноценная картина и т.д.). по этой зарисовке ребенок пытается воспроизвести рассказ или его отдельный фрагмент;
- Создание иллюстративного панно. Панно представляет собой изображение сюжетной линии рассказа, его основных сцен. Оно может выполнять на ПК, магнитной доске, фланелеграфе. Оно применяется на разных этапах коррекционной работы: педагог иллюстрирует отдельные сцены рассказа, учащиеся отображают свой пересказ или пересказ одноклассника. Иллюстративное панно позволяет создавать образы отдельных фрагментов текста, сцен, действий героев. Это способствует развитию внимания и восприятия ребенка с ОНР.