Логические задачи как инструмент развития мышления
Логическая задача – это гимнастика для умственной деятельности, тренировка мыслительных процессов, средство испытания своего разума.
Запуск логического мышления возможен только при словесном его выражении. Дети должны рассуждать, проводить анализ, обобщать данные в своих мыслях, использовать в уме совокупность приемов и методов решения какой-либо задачи. Все эти операции выполняются в уме, посредством применения разнообразных умственных действий.
Мыслительная деятельность ребенка должна быть связана с его наглядными представлениями и чувственным опытом. Тогда восприятие информации, обучение будут проходить более полноценно и эффективно.
Основным инструментом развития логического мышления младших школьников выступают занимательные задачи. Их решение развивает навыки логического мышления. Это обусловлено тем, что решение таких задач требует от учащегося использование навыков рассуждения. Дети делают вычисления, совершают преобразования, строят графики. Каждый из этих пунктов предполагает сопутствие рассуждениями. Без рассуждений невозможно начать логически мыслить и решать логические задачи.
Логическая задача выступает основным средством развития мышления школьников, поскольку она требует от него применения аналитических способностей. Учащийся должен проанализировать данные задачи, чтобы понять, что имеется и, что ему требуется найти. Для решения задачи используются знания и опыт, которые применяются в соотношении с данными задачами, формулируется гипотеза, выдвигается порядок действий и путь решения задачи. Если он оказывается ошибочным, то требуется проведение нового анализа, выявления причин ошибок, формулирования новой гипотезы. Все эти действия активизируют работу мыслительных процессов, активизируют логику школьника.
Развитие мыслительных процессов учащихся, логического мышления требует демонстрации, учащимся младших классов, процесса функционирования мышления в различной практической деятельности. для этого необходимо соблюдение нескольких важных условий в ходе обучения:
- Развитие мышления реализуется в процессе деятельности;
- Требуется демонстрация сложности работы по решению логической задачи: показывается сложность формулирования гипотезы, последствия ошибочных решений, сложность нахождения рационального решения поставленной задачи;
- Освоение учащимися причин совершения ошибок в решении, возникающих затруднений;
- Освоение последовательности совершения логических мыслительных операций;
- Создание оптимальных условий освоения решения логических задач с целью последующего перевода знаний в убеждения.
Формы работы по решению логических задач
Любая логическая задача решается в несколько основных этапов:
- Рассмотрение условия задачи.
- Планирование хода ее решения.
- Реализация плана т.е. осуществление действий, направленных на решение задачи.
- Анализ решения. Предполагается оценка проведенных действий, выявление правильности решения или причин совершенных ошибок.
Самым сложным и длительным этапом является планирование хода решения задачи. Учащиеся могут тратить много времени, чтобы найти способ решения и выбрать действия, которые помогут в реализации решения. На этом этапе, учащемуся младших классов, помогут вспомогательные вопросы и задания. Они направят ход его мыслей в нужное русло, сохранив положительный настрой к решению задачи и оптимальную долю самостоятельности в решении.
Чтобы обучение учащихся решению логических задач было продуктивным, актуально применение следующих форм работы:
- Анализ решенной задачи. Педагог может продемонстрировать решение задачи или решить ее совместно с коллективом учащихся, а после провести детальное изучение плана решения и последовательности действий по его реализации. Это помогает учащимся закрепить в их сознании решение задачи и лучше его понять.
- Использование разных способов при решении логической задачи. Одну и ту же задачу можно разрешить разными способами. Это требует дополнительных временных ресурсов, но помогает в развитии математических представлений и логического мышления.
- Оптимально построенный способ анализа задачи. Анализ реализуется с постановки вопроса к рассмотрению данных или в обратной последовательности.
- Наглядное представление данных задачи. Ситуацию, являющуюся условием задачи, можно представить в виде рисунка, чертежа, схемы, таблицы.
- Самостоятельное составление задач учащимися. Учащиеся учатся составлению задач на основе предоставленных педагогам отдельных данных: задача должна решаться в 1, 2, 3, 4 действия, ответ задачи должен быть на столько-то больше заданного числа и т.д.
Способы решения логических задач
Логические задачи могут быть решены следующими способами:
- Способ таблиц. Текст задачи преобразуется в табличную форму, что дает наглядное представление данных, упрощая ход рассуждений и способствуя формулированию верных логических выводов;
- Способ рассуждений. Он помогает прийти к вариантам решения задачи, составить ход решения путем логических рассуждений. Так можно решить простые логические задачи;
- Способ блок-схем. Он основан на том, что операции по решению задачи составляются блоками. Затем эти блоки располагаются в верной последовательности. Такое решение задачи носит программный характер т.е. является проектированием программы решения задачи;
- Способ графов. Он основан на переборе большого количества вариантов решения и выборе наиболее подходящего для решения данной логической задачи;
- Способ бильярда. Данный прием основан на теории вероятности. Условия задачи представляются в виде бильярдного стола, а действия по решению отражают движение шара по разным траекториям. Возможные итоги записываются в табличной форме. Этот прием является достаточно сложным в освоении младшими школьниками, но в некоторых случаях все же применяется.