Воспитание – это целенаправленный процесс по передаче поколению накопленного жизненного опыта.
Обучение – это организованный процесс, направленный на формирование у детей определенной системы знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.
Особенности воспитания и обучения в средние века, продиктованные эпохой
Особенностями культуры Средневековья является то, что она представляет собой сплав античной и христианско-православной культур. В сфере воспитания и обучения детей присутствует яркое религиозное влияние, а также монополия церкви на школу.
Сословными представителями общества выступает – духовенство, крестьяне, горожане и светские феодалы. Характерными чертами средневекового общества можно назвать тотальное влияние церкви на все сферы жизнедеятельности.
Огромное влияние религии на систему воспитания и образования, приводит к тому, что постепенно уничтожаются и придаются забвению культура и наука, доставшиеся в наследство с античных времен. Идеологом общества становится католическая церковь.
В воспитании церковь проповедовала аскетизм в жизни, полный отказ от земных удовольствий, умерщвление плоти и духовный порыв к небу. Воспитание осуществлялось в условиях строжайшей дисциплины с самых ранних лет.
Особенно интересен взгляд на человека, который представляется как глубоко греховное существо, рожденное и несущее в себе одни лишь пороки. Соответственно цель земной жизни человека – это подготовка к будущему блаженству на небесах. Такие взгляды негативно сказывались на свободном развитии культуры, что привело к полному упадку в школьном деле, воцарению тотального невежества и безграмотности, практически полному искоренению наук.
Воспитание ребенка до 7 лет осуществлялось в семье, с 7-ми до 14-ти при дворе сюзерена, где он выполнял обязанности пажа, а с 14-ти до 21-го года юноша был оруженосцем у господина.
Таким образом, мальчик на протяжении всего процесса воспитания осваивал рыцарские добродетели, такие как вежливость, этикет, благородная речь и манеры, умение слагать баллады и стихи и т.д. Все это было первой ступенью рыцарского воспитания.
В 21 год юноша проходил предварительные испытания в пирах, турнирах, поединках и посвящался в рыцари. Такое воспитания было принято только для старшего сына в семье феодала, младшие сыновья воспитывались в родительском доме в религиозном духе, некоторые отправлялись к епископу и готовились занять высшие церковные должности.
Школы Средневековья
В средние века, школы, созданные в период античности, практически исчезли, на их месте появлялись школы, создаваемые церковью, которые занимались подготовкой служителей культа и обучением мирян.
Школы Средневековья:
- Монастырские школы – создавались для воспитания и обучения мальчиков, с целью подготовки их в монахи.
- Кафедральные или соборные школы – созданы для обучения и воспитания детей именитых граждан и дворян. Организовывались в центрах церковного управления.
- Приходские школы – открывались при церковных приходах. Школа размещалась в специальной комнате или непосредственно в квартире церковного служителя. Такие школы включали в себя небольшое количество воспитанников, от 3-х до 10-ти человек.
Основным языком, на котором велось обучение в школах, был латинский язык. Так как обучение осуществлялось на протяжении достаточно длительного времени, то зачастую вместе с детьми обучались и взрослые мужчины.
Процесс обучения был организован следующим образом: учитель читал отрывок из церковной книги, ученики повторяли его вслух. Обучение чтению проходило самостоятельно, то есть ученики осваивали вместе с учителем алфавит, а вот читать они учились сами. Писали на вощенных дощечках.
Основной сложностью во время обучения было то, что книги (учебники) были рукописными, а почерки у всех разные, что порой затрудняло их прочтение.
Каждый учащийся должен был к концу обучения выучить 150 псалмов и молитв на латинском языке, научиться церковному песнопению. На все это в среднем уходило 3 года.
К V—VI вв., курс обучения немного расширился до семи искусств и стал включать в себя грамматику, риторику, арифметику, географию, астрономию, диалектику и музыку. Основой всех наук считалась грамматика.
В школах Средневековья к учащимся относились достаточно строго. Такое наказание за непослушание как розги, палки и бич были нормой. Кроме того, учеников могли наказывать голодом и карцером.
Так как церковных школ было очень мало, и они включали в себя немного учащихся, то соответственно они не могли полностью удовлетворить потребности общества в получении образования. Именно поэтому в XIII-XV вв. городскими властями и населением начали создаваться следующие виды школ:
- цеховые школы – для детей ремесленников, обучение велось на родном языке, обучали чтению, письму, счету и давались некоторые знания профессионального характера;
- гильдейские школы – для купеческих детей, обучение велось на родном и латинском языках, изучались те же учебные предметы, что и в цеховых школах.
Позднее цеховые и гильдейские школы были объединены в общую городскую школу.
Университеты Средневековья
В XII в. при соборах и монастырях стали появляться университеты. Университеты были основаны на принципах самоуправления и автономии. Во главе стоял ректор, имелся свой суд, разрабатывался Устав, на основании которого была организована жизнь университета.
Средневековый университет состоят из четырех факультетов:
- Артистический (подготовительный) – выполнял роль общеобразовательной школы, в программу обучения входили «семь свободных искусств». По итогу успешного обучения студент получал степень бакалавра.
- Богословский факультет
- Медицинский факультет
- Юридический факультет
Обучение на данных трех факультетах осуществлялось в течение 6-7 лет, по окончанию обучения студенты защищали работы и получали ученые степени докторов наук.