Обучению детей в Древней Греции уделялось большое внимание. Это связано с тем, что греки стремились воспитать детей не только здоровыми физически, но и интеллектуально развитыми. Учебные заведения Древней Греции были частными. Обучение могли себе позволить состоятельные свободные граждане, бесплатное обучение было предусмотрено для тех, чьи отцы пали на поле боя. Образование включало в себя формирование у ребенка фундамента знаний об окружающем мире, культуре, истории, основные навыки грамоте т.д. Обучение предполагало не только сам процесс передачи знаний детям, но и получение конкретно установленного результата.
Обучению и воспитанию детей греки придавали огромное значение, именно поэтому после завоевания определенной земли они в первую очередь строили там школы и театры. В настоящее время после греков осталось большое культурное наследие, представленное рукописями.
Обучение детей подразумевало три ступени, в соответствии с возрастом ребенка. Каждая ступень обучения была представлена определенными дисциплинами и набором знаний, которыми дети должны были овладеть в полной мере.
Обучение детей до 7 лет
До 7 лет дети в Древней Греции не обучались, они получали только лишь то воспитание, которое им давала мать. В этот возрастной период становления личности ребенка, отец не вмешивался в его воспитание. Даже в воспитание мальчика.
Ребенка до 7 лет обязательно должны были обучить греческому языку, не формально, а в процессе жизнедеятельности.
Помимо матери воспитанием ребенка, в состоятельных семьях занимались няньки и кормилицы. По мнению греков, лучшими няньками считались спартанки, так как они не баловали ребенка, воспитывали его в строгости, но при этом ребенок не был забитым или запуганным. То есть та линия воспитания, которой придерживались няньки-спартанки, позволяла воспитать полноценного будущего гражданина, обладающего рядом положительных качеств личности.
В силу возраста, как такового обучения не было, у детей формировали общую картину мира, учили элементарными навыками самообслуживания и т.д. Большую часть времени дети проводили в играх. Чаще всего это были игры с кожаным мячом, различными специальными игрушками, погремушками, лошадками и повозками на колесах. Игрушки отличались только лишь по качеству изготовления. Состоятельные граждане могли позволить себе игрушки из слоновой кости, более бедные пользовались матерчатыми и деревянными.
Между детьми не устанавливалось барьеров в общении, девочки могли свободно общаться с мальчиками, так же дети разных социальных слоев могли общаться между собой. Это было необходимо для того, чтобы сплотить между собой будущих граждан, сформировать крепкий и дружный коллектив, в рамках которого все друг друга знали с детства.
Основной задачей любой матери было воспитание достойного гражданина. Ввиду того, что женщинам Древней Греции не нужно было выходить на работу и оставлять семью, они были заняты домом и детьми, не было необходимости в детских садах.
Установление возраста в 7 лет, как наиболее приемлемого для обучения, сложно объяснить. До сих пор многие ученые выдвигают разные идеи по поводу того, почему именно до 7 лет дети воспитывались в семье, а после уже переходили на следующую ступень обучения. Объяснение можно найти только в трудах Платона, который считал, что осознанное желание учиться и расширять свой кругозор возникает с 7 лет.
Обучение детей после 7 лет
Обучение детей в Древней Греции после 7 лет подразумевало посещение ими школы. Государственных школ на тот период не было, они появились лишь в период эллинизма (2-3 век), поэтому все школы были частными.
Обучение вел один учитель, который в зависимости от степени назывался:
- грамматист или дидактист (учитель 1 степени)
- грамматик (учитель 2 степени)
- ритор (учитель 3 степени)
Иногда, исходя из финансовых соображений, учителей 1 и 2 степени объединяли. Также необходимо отметить, что понятие учитель и педагог в Древней Греции имели различное понятие, и по своей деятельности это были разные люди.
Педагог – это раб, который следил за ребенком, сопровождал его в школу и т.д. Несмотря на статус раба, к педагогам относились очень уважительно, так как ему доверяли самое дорогое – ребенка.
Учитель – это человек, который имел специальные знания, осуществлял обучение детей в рамках школы.
Система обучения во всех школах была примерно одинаковой. Весь день ребенок был занят. Вся система школьного обучения предполагала несколько ступеней. Освоение одной ступени предусматривало переход на следующую. В том случае, если ученик не мог освоить одну ступень, то он не мог перейти на следующую.
Ступени подразделялись по возрасту и годам освоения:
- ступень – предусматривала 4 года обучения (от 7 до 11 лет)
- ступень – 7 лет обучения (от 11 до 18 лет)
Экзаменов в школе не проводили.
В школах были следующие виды подготовки:
- Гимнастическая – выполнение различных спортивных упражнений, чаще всего они выполнялись в обнаженном виде.
- Грамматическая – освоение грамоты: чтение, письмо, математика, арифметика и т.д.
- Музыкальная – обучение музыке, знакомство с драматургией, культурным наследием, освоение игры на музыкальных инструментах, участие в театральных постановках и т.д.
Обучение молодых людей с 18 лет
После достижения 18 лет, обучение приобретало в основном форму физической подготовки, что осуществлялось посредством проведения спортивных игр.
В Греции половину учебного времени занимала именно физическая подготовка, поэтому "призывников не нужно было особо натаскивать". Их обучали владению оружием и боевому построению. Конечно, со спартанцами в этом аспекте они не могли сравниться, потому как спартанцы вообще всё время только этим и занимались. Один из античных авторов писал: «Нет ничего страшнее вида спартанской фаланги, идущей в бой под звуки музыки».
Считается, что российское образование строилось на византийской системе образования, которое в свою очередь трансформировалось из греческой. Западное образование шло, о основном, от церковных школ. Одно из основных отличий древнегреческого образования от европейского в том, что и грамматист, и грамматик, и педотрип были не наставниками, а обучающими.