Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обучение детей пересказу литературных текстов

Условия эффективного развития навыков пересказа

Определение 1

Пересказ – это словесное изложение прочитанного литературного произведения или услышанного рассказа, истории.

Посредством пересказа ребенок осознанно воспроизводит литературный текст в устной форме речи. В процессе пересказа текста у ребенка активируются деятельность мыслительных процессов, развивается речь, память и воображение.

На дошкольном этапе развития ребенка, пересказы имеют важное значение, поскольку они позволяют развить у ребенка связную и насыщенную содержанием речь, формируют ее выразительность. Это достигается за счет того, что дети стремятся отобразить литературный текст со всеми его особенностями, подражают исполнению литературной речи.

Занятие на развитие пересказа помогают развить любознательность ребенка, сформировать любовь к чтению. Чтение же, в свою очередь, способствует развитию мышления и активизируют познавательную деятельность, обогащает словарный запас ребенка, развивает навыки ведения монологов.

Чтобы навык пересказа у ребенка был хорошо развит, необходимо соблюдать следующие условия его организации:

  1. Занятие должно быть четко организовано, а педагог должен уделять внимание каждому ребенку;
  2. Литературные произведения, которые необходимо пересказать должны быть прочитаны педагогом всей группе, с выражением, иногда, необходимо прочитать текст более одного раза;
  3. Размер и сложность текста должны отвечать возрастным особенностям развития детей и их интеллектуальным возможностям;
  4. Пересказ одного текста может быть поручен нескольким детям. Это необходимо при большом объеме произведения, а также для лучшего усвоения навыков пересказа;
  5. Необходимо ориентироваться на достижение успешного пересказа каждым ребенком.

Принципы выбора литературных произведений для пересказа

«Обучение детей пересказу литературных текстов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Ребенок дошкольного возраста лучше всего может рассказать, повторить ту информацию, которая ему интересна, увлекает его, либо, вызывает сильные чувства и эмоции. Это обуславливает выбор произведений для пересказа из тех текстов, которые отражают повседневные ситуации жизнедеятельности ребенка, развивают его воображение или же, вызывают эмоциональный всплеск.

Поскольку пересказ способствует развитию речи ребенка, то при выборе литературных текстов необходимо опираться на следующие принципы:

  1. Принцип полноценности и доступности содержания произведения. Содержание текста должно быть понятно ребенку и доступно для его восприятия. Ребенок должен иметь представления о том, что представляют собой герои произведения, их поступках, уметь выразить свое отношение к ним.
  2. Принцип разнообразия литературных жанров. Детей необходимо обучать пересказу произведений, относящихся к разным литературным жанрам. Это могут быть сказки, рассказы, описания чего-либо.
  3. Принцип выбора четкой композиции. Произведения должны быть построены четко и последовательно, чтобы ребенок понимал последовательность событий или явлений и мог их правильно отразить в устном пересказе.
  4. Принцип простоты и наполненности. Произведение должно быть написано на понятном для детей языке и, при этом, быть ярким и насыщенным. Речь должна быть выразительной. Кроме того, грамматическое строение текста должно быть простым. Сложные обороты, наличие метафор и вводных предложений усложнит восприятие текста.
  5. Принцип малого объема. Тексты не должны быть очень объемными. Это может затруднить их запоминание ребенком и вызовет сложности с воспроизведением. Короткие произведения дети смогут пересказать более точно и детально.

Методика обучения детей пересказу

Обучение детей пересказу литературных тестов реализуется на основании следующих этапов:

  1. Подготовительный этап. На нем происходит подготовка ребенка и его мышления к восприятию нового литературного текста. Педагог пытается выяснить у детей, что они знают об этом произведении, о его сюжете и героях, насколько хорошо они понимают некоторые слова и фразы произведения, помогает в правильном восприятии, расширяет представления о сюжете и героях, формирует заинтересованность детей, и их эмоциональный настрой к данному произведению.
  2. Первичное прочтение текста произведения. Если дети впервые сталкиваются с этим произведением, то педагогу необходимо прочесть его, не говоря о том, что дальше текст необходимо будет пересказать.
  3. Проведение анализа литературного произведения. Педагог уточняет содержание произведения, рассказывает детям о событиях, произошедших в нем, анализирует образы героев и их действия, помогает детям в понимании некоторых литературных выражений, а затем готовит детей к пересказу, посредством расстановки акцентов текста, интонаций, постановки правильных ударений, соблюдении темпа рассказа.
  4. Повторное чтение произведения. Педагог читает текст еще раз, делая акценты на важные моменты содержания, читая более медленно и размеренно. важно, намекнуть детям на то, что им предстоит пересказывать этот текст. Можно сказать, чтобы они обратили внимание на чтение педагога, его интонацию.
  5. Пауза. Здесь можно дать детям время на осознание, осмысление текста, либо задать вопросы по тексту.
  6. Пересказ текста. Педагог может попросить пересказать текст несколько человек, выделить наиболее выразительный и полноценный пересказ и попросить ребенка его повторить, акцентируя внимание других учащихся на его пересказе, на том, как этот пересказ выразителен. Также, можно организовать пересказ по ролям, чтобы закрепить восприятие текста.
  7. Проведение анализа пересказа. Педагог, совместно с детьми, анализирует пересказ данного произведения, акцентируя внимание на пропущенных важных моментах, выразительности речи детей. Необходимо оценить насколько успешным был пересказ текста каждым ребенком, оценить понимание детьми сюжета и действий героев. Важно, дать детям возможность выразить свое мнение по поводу пересказа и по поводу самого текста: понравилось ли произведение детям, поняли ли они его смысл и т.д.

Последовательность работы над пересказом текста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Последовательность работы над пересказом текста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 21.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot