Основа образования в вальдорфской школе
Идеи Роберта Штайнера, которые являются основой вальдорфской педагогики, заключаются в том, что от одного до семи лет ребенок – это духовная сущность, которая может воспринимать окружающую действительность неопосредованно, познавая его суть. Ребенок в этом возрасте способен восхищаться и чувствовать.
Педагоги вальдорфской школы понимая это, сводят всю систему обучения Штайнера к трем базовым принципам:
- увидеть,
- почувствовать,
- удивиться.
Только после того, как ребенок пройдет эти три стадии, он начнет по-настоящему понимать предмет изучения, у него пробудится сознание.
Несмотря на то, что понятия антропософии не всегда соответствуют представлениям о мире реальном, важность и логичность данного подхода к воспитанию сложно недооценивать. Система сухих фактов, свойственная традиционной системе образования, не порождает у ребенка мотивацию, заставляет воспринимать обучение как обязанность или наказание.
Методика обучения
День в вальдорфской школе всегда начинается с общения с педагогом. Он встречает ребенка с родителями у порога школы и интересуется текущим настроением и проблемами, волнующими воспитанника. Первые два часа занятий в школе ведет педагог и это не зависит от расписания.
Особенностью вальдорфских школ является отсутствие учебников и методических материалов, а также вспомогательной литературы. Единственное обучающее пособие школьника на весь период обучения - рабочая тетрадь. В ней ученики делают записи, необходимые зарисовки, размещают картинки или фотографии. В тетрадь заносится информация, действительно волнующая ребенка и пробуждающая интерес в нем. Информация может быть получена от преподавателя или найдена в процессе самостоятельного поиска. Данный метод обучения считается наиболее эффективным в сравнении с бездумной зубрежкой целых параграфов учебника, что присуще классической системе образования. В этом обнаруживается еще один положительный момент – отсутствие тяжелого рюкзака с учебниками, портящего осанку школьников уже к третьему-четвертому классу школы.
Ключевая роль в воспитании по вальдорфской методике отводится искусству. Через творчество дети познают самих себя и окружающий мир, учатся ценить прекрасное и обогащаются духовно.
Характерные особенности вальдорфской системы обучения:
- замена учебников на личную рабочую тетрадь ученика;
- отсутствие муштры и жесткой дисциплины, свободное перемещение по классу в течение урока;
- самостоятельный выбор учеником интересующего его занятия;
- экологическое воспитание;
- один педагог на период обучения в младшей, средней школе.
Занятия в вальдорфской школе
Учебный план вальдорфской школы значительно отличается от иных образовательных учреждений. В школе отсутствует система оценок до восьмого класса. В этот период ученик воспитывает в себе характер в процессе выполнения заданий не из страха получить плохую отметку, а руководствуясь личной ответственностью.
Время занятий в школе распределяется по принципу «вдох-выдох». При этом «на вдохе» максимально концентрируется внимание школьников, активизируется интеллектуальная деятельность и процессы запоминания, а на «выдохе» происходит расслабление, дети играют и занимаются творчеством. Уроки проводятся по детским дневным циклам. Утром проходят занятия, требующие максимума интеллектуальных усилий. Днем с ребятами проводятся занятия, которые требуют повторения одних и тех же действий, например музыка или иностранные языки. Послеобеденное время предназначено для активной деятельности, в частности игр, работы в школьном саду, спорта.
Предметы в вольдорфской школе изучают блоками или эпохами. На отдельную тему по предмету может быть выделено от трех до четырех недель, в течение которых иные предметы, за исключением музыки, живописи и рукоделия не изучаются. У такого метода обучения есть как положительная, так и отрицательная сторона. Положительный момент заключается в том, что есть возможность глубже разобраться в изучаемом материале, но при этом существует риск, что ребенок может увлечься новой дисциплиной и забыть пройденный ранее материал. Во избежание такой ситуации эпохи одной дисциплины периодически повторяются. Это помогает освежать полученные знания и закреплять их в памяти ребенка.