Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Вальдорфская школа

Основа образования в вальдорфской школе

Замечание 1

Идеи Роберта Штайнера, которые являются основой вальдорфской педагогики, заключаются в том, что от одного до семи лет ребенок – это духовная сущность, которая может воспринимать окружающую действительность неопосредованно, познавая его суть. Ребенок в этом возрасте способен восхищаться и чувствовать.

Педагоги вальдорфской школы понимая это, сводят всю систему обучения Штайнера к трем базовым принципам:

  • увидеть,
  • почувствовать,
  • удивиться.

Только после того, как ребенок пройдет эти три стадии, он начнет по-настоящему понимать предмет изучения, у него пробудится сознание.

Несмотря на то, что понятия антропософии не всегда соответствуют представлениям о мире реальном, важность и логичность данного подхода к воспитанию сложно недооценивать. Система сухих фактов, свойственная традиционной системе образования, не порождает у ребенка мотивацию, заставляет воспринимать обучение как обязанность или наказание.

Методика обучения

День в вальдорфской школе всегда начинается с общения с педагогом. Он встречает ребенка с родителями у порога школы и интересуется текущим настроением и проблемами, волнующими воспитанника. Первые два часа занятий в школе ведет педагог и это не зависит от расписания.

Замечание 2

Особенностью вальдорфских школ является отсутствие учебников и методических материалов, а также вспомогательной литературы. Единственное обучающее пособие школьника на весь период обучения - рабочая тетрадь. В ней ученики делают записи, необходимые зарисовки, размещают картинки или фотографии. В тетрадь заносится информация, действительно волнующая ребенка и пробуждающая интерес в нем. Информация может быть получена от преподавателя или найдена в процессе самостоятельного поиска. Данный метод обучения считается наиболее эффективным в сравнении с бездумной зубрежкой целых параграфов учебника, что присуще классической системе образования. В этом обнаруживается еще один положительный момент – отсутствие тяжелого рюкзака с учебниками, портящего осанку школьников уже к третьему-четвертому классу школы.

«Вальдорфская школа» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Ключевая роль в воспитании по вальдорфской методике отводится искусству. Через творчество дети познают самих себя и окружающий мир, учатся ценить прекрасное и обогащаются духовно.

Характерные особенности вальдорфской системы обучения:

  • замена учебников на личную рабочую тетрадь ученика;
  • отсутствие муштры и жесткой дисциплины, свободное перемещение по классу в течение урока;
  • самостоятельный выбор учеником интересующего его занятия;
  • экологическое воспитание;
  • один педагог на период обучения в младшей, средней школе.

Занятия в вальдорфской школе

Учебный план вальдорфской школы значительно отличается от иных образовательных учреждений. В школе отсутствует система оценок до восьмого класса. В этот период ученик воспитывает в себе характер в процессе выполнения заданий не из страха получить плохую отметку, а руководствуясь личной ответственностью.

Время занятий в школе распределяется по принципу «вдох-выдох». При этом «на вдохе» максимально концентрируется внимание школьников, активизируется интеллектуальная деятельность и процессы запоминания, а на «выдохе» происходит расслабление, дети играют и занимаются творчеством. Уроки проводятся по детским дневным циклам. Утром проходят занятия, требующие максимума интеллектуальных усилий. Днем с ребятами проводятся занятия, которые требуют повторения одних и тех же действий, например музыка или иностранные языки. Послеобеденное время предназначено для активной деятельности, в частности игр, работы в школьном саду, спорта.

Предметы в вольдорфской школе изучают блоками или эпохами. На отдельную тему по предмету может быть выделено от трех до четырех недель, в течение которых иные предметы, за исключением музыки, живописи и рукоделия не изучаются. У такого метода обучения есть как положительная, так и отрицательная сторона. Положительный момент заключается в том, что есть возможность глубже разобраться в изучаемом материале, но при этом существует риск, что ребенок может увлечься новой дисциплиной и забыть пройденный ранее материал. Во избежание такой ситуации эпохи одной дисциплины периодически повторяются. Это помогает освежать полученные знания и закреплять их в памяти ребенка.

Дата последнего обновления статьи: 04.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot