Зарождение вальдорфской педагогики
Основателем антропософии - учения о человеке, о его внутреннем духовном мире и первой вальдорфской школы был доктор философии Роберт Штайнер.
Все началось в $1919$ году с выступления Штайнера перед работниками австрийской фабрики по производству табака «Вальдорф-Астория», в котором он пытался доказать важность школы для развития умственных, творческих и волевых качеств ребенка, его адаптации в социуме и духовности. После этого доклада руководитель фабрики выступил спонсором при создании вальдорфской школы для ребят из рабочих семей. Преподавателем этой школы стал Штайнер - автор новой педагогической методики.
Принципы вальдорфской педагогики
Принципы, на которых основывается вальдорфская система, реализовались уже в первой школе Штайнера, в частности:
- взаимосвязь обучения и искусства, развитие музыкальных и художественных способностей, образного мышления детей;
- развитие телесной памяти через уроки эвритмии, когда под определенную музыку плавные движения помогают ребенку лучше почувствовать свое тело и понять его;
- отсутствие иерархической системы в управлении, совместная работа педагогов и родителей над повышением качества обучения;
- отсутствие дискриминации по гендерному и материальному признаку;
- приоритизация устного рассказа, как метода обучения;
- обучение с первого класса иностранным языкам;
- отсутствие системы оценок;
- выбор определенного типа питания, в том числе вегетарианского, сыроедения и других.
Религия и вальдорфская педагогика
Часто вальдорфскую школу сравнивают с сектой. Робертом Штайнером написано множество работ по теософии, его труды формируют систему мировоззрения, которая далека как от православного христианства, так и от иных религий. Но его труды не изучают в вальдорфских школах. Соответственно дети, не подвергаясь внешнему воздействию, могут получить базовые знания о религии от своих родителей. Герои легенд, сказок эзотерического характера, присутствующие в системе обучения, рассматриваются только как выдуманные персонажи. Христианство преподносится на уроках вальдорфской школы в качестве основы мировой культуры.
Вальдорфская система: за и против
К положительным аспектам вальдорфской системы относятся:
- творческое самовыражение ребенка, выявление талантов и склонностей на раннем этапе;
- формирование чувственного восприятия и эмоционального мира ребенка, воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности, которая свободна в самовыражении и восприятии;
- воспитание в ребенке личной ответственности за все происходящие вокруг него события, честности и искренности.
Минусы вальдорфской системы заключаются в следующем:
- недостаточный уровень знаний для поступления в ВУЗы, так как основной упор делается на развитие духовного мира ребенка;
- у данной системы мало единомышленников, вальдорфские школы не очень популярны в нашей стране;
- бытовые трудности обусловленные тем, что вальдорфская методика требует минимального присутствия всего искусственного в окружении ребенка, не одобряет использование технических новинок детьми.
Вальдорфская система образования имеет множество специфических особенностей и требует от родителей повышенного внимания к жизни ребенка, активного участия в различных мероприятиях школы и организации необходимых условий для обучения и развития ребенка дома. Очевидна гуманитарная направленность школ данного типа. Программа учебных заведений, работающих по вальдорфской системе, по точным наукам отстает. В то же время программа по истории, естественным наукам и иностранным языкам на один-два года опережает программу общеобразовательных учреждений.
Основное преимущество вальдорфской системы образования заключается в том, что она воспитывает в ребенке свободную, целеустремленную, гармоничную личность. У ребенка просыпается интерес к учению, появляется уверенность в собственных силах и стремление к достижению цели.