Авторитарное воспитание
При авторитарном стиле воспитания педагог сам лично решает все вопросы, касающиеся формирования и развития не только классного коллектива, но и всякого учащегося. Исходя из личных установок, он задаёт положение и цели, субъективно расценивает результаты деятельности. Конечно, в более ясно проявленной форме данный стиль проявляет себя при автократическом подходе к воспитанию, когда учащиеся лишены возможности участвовать в обсуждении проблем, имеющих к ним непосредственное отношение, а их инициатива и стремление к активности оценивается негативно и не приветствуется. Но сопротивление учащихся властному давлению преподавателя чаще только лишь приводит к происхождению устойчивых конфликтных ситуаций.
По мнению Н. Ф. Масловой, авторитарный стиль воспитания, порождает неадекватную самооценку учащихся, чаще всего, заниженную, прививает культ силы, способствует формированию нервных расстройств, вызывает неполный уровень требований в общении с окружающими людьми.
Гуманистическая педагогика
Гуманистическая педагогика призвана преодолевать скептицизм, равнодушие и инфантилизм. Она стремится вернуть позитивное отношение к таким понятиям, как смысл жизни, ее значение и эталоны. Кроме этого, она ставит себе в задачи помочь человеку не только преодолеть страх, но и совместно с тем выработать мужество по отношению к возможности того, что значение и важность его жизни могут оказаться не более чем средством для общего: то есть для страны, партий, компаний, идеологий, церкви и т.д. Но по отношению к самой гуманистической педагогике данные опасения, нужно считать, лишними, так как гуманистическая педагогика нацелена на личность, это не социоцентрическая и идеологическая, а антропоцентрическая и философски нейтральная, самокритичная педагогика. Она настаивает на необходимости учета уникальности и самоценности личности каждого и любого учащегося.
Но что, же дает такой подход к образованию? Он учит не бояться необычных ситуаций и эвристическому отношению к жизни. В этом и проявляется базовое преимущество личности на самоопределение. Самоопределение означает здесь вероятность строить собственную жизнь по своему личному усмотрению, при этом, не мешая другим в реализации такой же способности. Будучи во многом синонимичным идеям равноправия и свободы, принцип самоопределения личности выглядит наиболее определенным и наиболее жизненным. Он помогает любому занять свое неповторимое место в жизни, сбросить напряженность в отношениях между совсем несхожими друг с другом людьми.
Гуманистическая педагогика призвана учить искусству мышления и прививать уважение к уму. При этом она стремится помочь в формировании гуманистических ценностей таких, как мужества, разумности, заботы, уважения прав и свободы самоопределения личности; Гуманистическая педагогика берет на себя ответственность предложить общечеловеческую основу и методологию формирования личностью адекватного эпохе, то есть научно нацеленного, философского и высоконравственного взгляда на мир.
Главные принципы гуманистической педагогики
Почти все гуманисты считали, что воспитание в качестве передачи знаний от поколения к поколению само собой гарантирует формирование этической и нравственной личности. Они полагали, что теоретическое знание, его обычная передача чуть ли ни автоматически описывает мировоззрение человека и его ежедневное поведение, становится обязательной составной не только его сознания, но и закладывает в нем глубинные, экзистенциальные ценности. Однако в действительности же между знанием и ценностями, знанием и ежедневными привычками довольно — таки большая дистанция. Легкодоступность информации сама по себе никак не способна придать значение жизни человеку, как не дает и возможности устроить ее. (Не нужны практически никакие эксперименты для осмысливания того, что, если раз в день смотреть телевизор по 12–16 часов, то можно в результате превратиться если не в психически больного, то в очень ограниченного человека с неадекватным восприятием реальности.)
Однако наименьшим требованием очищения считается чистосердечное и осознанное намерение учителя отстраниться от каких-либо политических и религиозных идеологий, признание в духе демократического законодательства основ свободы совести и убеждений. Но этически и нравственно правильным станет воздержанность от оценки, хоть одобряющей, хоть порицающей, любых политических и идеологических суждений в контексте изучаемого материала, либо сведение их к минимальному значению.
Существующая система воспитания все наиболее превращает и превращает знание в некий продукт на рынке мыслей, аппарат манипулирования людьми. Гуманистическая педагогика призвана преодолеть отстранение человека от себя самого, от своих потребностей и возможностей. В рамках гуманистической педагогики этические взгляды проверяются непосредственно каждым человеком в контексте определенной ситуации, собственного индивидуального жизненного опыта. Итак, современный гуманизм предлагает плодотворную этическую альтернативу, которая может снабдить высшую жизнеспособность личности и сообщества перед лицом все увеличивающихся психологических, правовых и социальных проблем. Но гуманистическая педагогика противостоит догматизму и иррационализму. Гуманизм выступает за право отдельного человека определять значение и образ собственной жизни на основе не столько массовых, идеологических, религиозных ценностей, но, прежде всего, общечеловеческих. Однако гуманистическая педагогика не просто признаёт за человеком это право, она ещё и побуждает личность к осмыслению данных ценностей. Следует опять же выделить, что гуманизм, никак не связывая себя ни с одной политической либо религиозной доктриной, содействует развитию демократического мышления.
Гуманистическая педагогика исходит из факта, что познание формируется людьми различных убеждений. Во взаимосвязи с этим и выдвигается идея, что инновационное воспитание – наверное, прежде всего, плюралистическое открытое воспитание. Тут ни одна наука не признается главенствующей, ведь ребенку предоставляется возможность обозреть все заслуги культуры, его знакомят с миром других философских, этических и эстетических систем, а также с обилием социальных теории и исторических картин мира. Их знание естественно и необходимо в максимально возможной степени. Однако, во всяком случае воспитание должно и обязано посодействовать каждому ребенку раскрыть самого себя, собственный свой образ. Кроме того, оно никак не обязано вынуждать к «исключительно верному выбору» в том числе и в том случае, если он, по-видимому, имеется. Данный отбор должен быть абсолютно свободно совершен самой личностью. Лишь в этом случае результаты деятельности имеют все шансы быть ею лично оценены как действительно надежные и нужные. Индивидуум должен сам избрать из предлагаемой системы идей ту, которая больше всего подходит его настоящим нуждам, наклонностям, стремлениям. Ему необходимо только напоминать, что жизнь богата способностями и исполнена значимости.
Следовательно, задачей преподавателей является максимально беспристрастная подача материала и предоставление индивидууму права лично сделать соответственные выводы для себя. Конечно, преподаватель должен посодействовать осознать те либо другие этические принципы, но вводить их в рассудок учащихся принудительным или догматическим образом он никак не имеет права. Как было сказано, преподаватели должны показывать нейтральность по отношению к религиозным, политическим и иным ценностям, быть очень корректным – главнейшая задача любого преподавателя, в особенности сторонника гуманистической педагогики, так как любая личность имеет право на уважительное отношение к себе, обладает одинаковыми с другими личностями достоинством и ценностью.
Итак, гуманистическая педагогика подразумевает, что в процессе обучения гуманистические ценности и нормы поведения подвергаются глубочайшему внутреннему усвоению.