Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Личность ребенка как субъект и объект воспитания

Ребёнок как субъект воспитания

Определение

Воспитание — целенаправленный и сознательно контролируемый процесс социализации личности, взаимодействия детей с окружающей естественно-социальной средой (прежде всего с взрослыми), результатом которого считается утверждение конкретных сторон и свойств личности.

Субъектом воспитательного процесса считается индивид с развивающимся самосознанием, стабильной системой мотивов (убеждений, потребностей, идеалов, интересов), активно участвующий в сознательной деятельности.

Субъект — это всегда сознательно действующее лицо и никак иначе, ведь в своих действиях, в актах собственной творческой деятельности он обнаруживается и проявляется, учреждается и определяется. Тем, что он делает, можно определить, кем он является; по направлению его деятельности можно определить и формировать его самого. Можно сказать, что быть личностью - это значит быть создателем себя самого и окружающего мира, быть субъектом общения, деятельности, самосознания и созидания.

Личность ребенка как субъект и объект воспитания

Однако ребенок является не только субъектом, но ещё и объектом воспитания. Объект воспитательного процесса — это индивид, который не выходит за рамки уже реализованных способностей и ролевых предписаний. Он не ставит перед собой цель расширить среду деятельности, преумножить, разнообразить её. Ему достаточно того, что уже было накоплено в результате предыдущего опыта.

Ребёнок как объект воспитания

Образ ребенка, образ человека — данные понятия пока отсутствуют в российской педагогике. Поэтому мы чаще имеем желаемый идеал школьника, а никак не настоящий образ.

Любой учитель видит образ ребенка лишь через его отношение к учению, т. е. образ ребенка-воспитанника. Зачастую учителя видят в ребенке не субъект воспитания, а объект, что в корне неправильно.

Необходимо видеть личность, субъект воспитания, который невозможен в отсутствии описанных выше шести свойств личности. Данная проблема настолько принципиальна, что в западных странах появилось своеобразное движение антипедагогов, которые желают защитить ребенка от любых воспитательных действий.

По их мнению, учитель обязан дружить с детьми, а не воспитывать. У них имеется антипедагогический образ ребенка и антипедагогическая модель человека.

По их мнению, ребенок сам чувствует, что ему необходимо. Они не признают ребёнка только объектом воспитательного действия.

Например, одна из таких антипедагогических ассоциаций в Австрии называется «Дружба с детьми». Невзирая притягательность наименования, почти все в ее деятельности представляется сомнительным.

С точки зрения данной ассоциации, воспитание — это целенаправленное принуждение, разрушающее личность ребенка. Нашим же педагогам ближе всего идея воспитания как действия взрослых на детей, совместной работы. Но воспитание — это жизнетворчество, процесс осознания, идентификации личности.

Личность ребенка как субъект и объект воспитания

Если придерживаться такой позиции, то не появится практически никаких несогласий. Однако не следует забывать, что не может существовать единых рецептов воспитания.

Формирование ребенка как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сформировавшихся форм. Такая практика преобразования сформировавшихся форм воспитания немыслима в отсутствии опоры на научно-теоретическое психологическое познание закономерностей становления ребенка в процессе онтогенеза, потому что без опоры на это познание существует угроза возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его настоящей человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Вывод

Таким образом, сущность по-настоящему гуманистического подхода к воспитанию ребенка можно выразить в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса обучения. Личная активность ребенка – неотъемлемая часть воспитательного процесса, однако сама активность, формы её проявления и степень воплощения, обязаны быть созданы у ребенка на базе исторически сформировавшихся образцов.

Однако это не означает их слепого воссоздания. Необходимо научиться творчески их использовать, привносить что-то новое, свежее. Следовательно, важно строить педагогический процесс так, чтоб педагог руководил деятельностью малыша, организуя его функциональное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных действий. Преподаватель-педагог может и должен помочь растущему поколению пройти этот независимый и всегда неповторимый путь морально-нравственного и социального становления.

Задачи воспитания

С философской точки зрения, воспитание есть аспект взаимодействия людей, с той особенностью, что перед участниками взаимодействия ставятся особые — воспитательные — задачи, что приводит к изменению психологических черт личности.

«Личность ребенка как субъект и объект воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Главная задача воспитания — осуществить взаимодействие, которое обладало бы наибольшим воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности педагога считается осознание событий, ситуаций, условий, которые он хотел бы включить в воспитательский процесс, прежде всего со стороны их гуманитарных характеристик, т. е. характеристик наиболее важных взаимоотношений между людьми.

Значение воспитания заключается, прежде всего, в решение гуманитарных задач. Воспитание обязано приобщать личность к языку человеческой культуры, обязано помочь осмыслить реальность как человеческий мир, как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность итогов.

Оно обязано приучить ребенка видеть сквозь призму собственного выбора и собственных действий отношение к другим людям.

Воспитание - процесс формирования личности как создателя собственной жизни и собственной судьбы. Воспитание готовит человека к субъектной деятельности, вырабатывает ее психологические предпосылки.

Гуманитарные задачи - это, в конечном итоге, нравственные задачи. И воспитание во всех своих проявлениях служит формированию нравственности.

В механизмах гуманистического воспитания личность выступает в качестве эффективной силы, и провоцировать ее энергичность есть главная цель гуманистического воспитания.

Формирование целостной, многосторонне образованной личности — главная цель воспитания. При описательном подходе к исследованию личности она характеризуется как совокупность конкретных свойств: доброты, ответственности, деловой активности, воспитанности, порядочности, честности.

Разные авторы выделяют различные свойства, и у разных людей ядро личности получается разным. Некоторые педагоги и психологи на разных этапах становления ребенка выделяют разные ядра личности. Но необходимо выделять не свойства, а процессы, которые протекают в личности:

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot