Возникновение и становление профессии учителя
Профессия учителя – это род трудовой деятельности, предполагающий воспитание и обучение детей, одна из самых древних на планете профессий, которая может считаться вечной.
Способность к научению, усвоению и использованию чужого опыта – специфичная для человека способность. Общество не способно существовать и развиваться, если молодое поколение должно начинать весь путь с начала, не осваивая и не используя опыт, который был получен предыдущими поколениями. Иными словами, возникновение педагогической профессии связывают с появлением потребности древнего общества передавать накопленный социальный опыт от старшего поколения младшему. Необходимость передачи привела к выделению обучения в самостоятельный вид деятельности.
В древнем Египте были заложены зачатки наук – арифметики, геометрии, медицины и др. Эта информация была доступна очень ограниченному кругу лиц, которые передавали ее от отца к сыну и хранили в секрете.
Постепенно учителя стали государственными служащими, которым назначали ежегодный гонорар и определяли привилегии.
С ростом городов и развитием ремесел, церковные школы уже не могли удовлетворить потребности в грамотных людях и начали появляться цеховые и гильдейские школы. Обучение в них было платным.
С появлением и развитием капитализма профессия учителя стала массовой, возникли новые типы учебных заведений, а все эти перемены предполагали организацию специальной подготовки педагогических кадров.
На сегодняшний день в России осуществляют подготовку педагогов по 41 специальности. Сформировался целый пласт новых педагогических профессий: педагоги-экономисты, юристы, менеджеры, маркетологи, психологи и т. д. Развивается подготовка учителей экологии, политологии, социологии, культурологии, социальных педагогов, учителей ОБЖ и других предметов.
Особенности педагогической профессии
Сущность педагогической деятельности заключается во взаимодействии с людьми, которое направлено на улучшение, преобразование, формирование личностных человеческих качеств. Это профессия предполагает особую ответственность и чувство долга. Педагогу необходимо обладать определенным типом мышления, объясняемым характером его деятельности.
Особенность педагогической профессии – ее двойственность: педагог должен иметь знания о человеке, его возрастных психологических особенностях, закономерностях развития и пр., а с другой стороны, ему в полной мере необходимо владеть предметом своей специализации.
Первоначальная задача педагога – наладить контакт с учениками, передать ему знания, сформировать умения и навыки, соответствующие конкретной предметной области, выявить общественные цели сконцентрировать усилия других людей на их достижении.
Своеобразие педагогической деятельности заключается в том, что она по природе своей носит гуманистический, коллективный и творческий характер. Она выполняет две социальные функции: адаптивную и гуманистическую.
Адаптивная функция предполагает приспособление человека к полноценному функционированию в сформированном обществе. На содержание адаптивного воспитания оказывает воздействие время и различные политические и общественные состояния.
Гуманистическая функция направлена на гармоничное и полноценное развитие человека, учитывая его индивидуальные особенности, с точки зрения гуманистической направленности, педагог выступает как хранитель личности человека, как величайшей ценности, которая при любых условиях остается неизменной.
Обе названные функции должны реализовываться комплексно, каждая из них играет важную роль в формировании личности.
Коллективный характер педагогической профессии обладает своими особенностями. Педагог, в отличие от других профессий, подразумевающих работу с людьми, должен не только управлять и руководить, но и сотрудничать. То есть, на конечный результат работы педагога оказывает воздействие не только его действия, но и воздействие на ученика и ученический коллектив со стороны других учителей, родителей, одноклассников и других окружающих факторов.
Творческая природа педагогического труда связана с индивидуальными качествами каждого учителя.
Индивидуальность – это высшая стадия личностного развития, основная характеристика которой – целостность, способность отстаивать и реализовывать личностные смыслы и ценности.
Творческая личность отличается особым сочетанием личностно-деловых качеств, которыми характеризуется ее креативность.
К признакам творческой личности относят:
- способность замечать и формулировать альтернативные взгляды;
- избегание поверхностных формулировок;
- видение перспектив в решении той или иной проблемы, отрыв от реальности;
- отказ от ориентации на авторитеты;
- выделение знакомого объекта с абсолютно новой стороны и в новом контексте;
- легкое ассоциирование;
- способность выносить оценочные суждения.
Профессиональными функциями учителя являются:
- культурно-гуманистическая – предполагает не только обеспечение восходящего культурного воспроизводства, но, в первую очередь, становления ребенка как культурного человека, определяя его успешное развитие и социализацию, а значит и личностные качества, гражданскую позицию и экономическое существование;
- формирование общей культуры учеников, включая умственную, духовно-нравственную, эстетическую, экологическую, правовую, экономическую, физическую культуру;
- охрана жизни, здоровья и социальная защита детей – не менее важная профессиональная функция учителя. Учителю ни на минуту нельзя забывать о том, что он работает с растущим и проходящим стадию формирования, человеком, который не может противостоять давлению, которое оказывается на него со стороны окружающего мира. Учитель должен контролировать учебную нагрузку, с учетом возрастных возможностей организма ребенка, защищать его от произвола взрослых и пр.
Учителю необходимо осознавать и постоянно соблюдать права и свободы учеников, которые предусмотрены Законом РФ «Об образовании» и Конвенцией о правах ребенка.