Образовательное законодательство – это комплексная отрасль российского законодательства, включающая в свою структуру и содержание правовые нормы и институты, которые регулируют образовательные отношения и вопросы, связанные с организацией и реализацией образовательного процесса.
Общие характеристики образовательного законодательства в России
Одной из особенностей образовательного законодательства в России является его иерархичность, которая обусловлена федеративным устройством государства.
Структура образовательного законодательства РФ имеет довольно разветвленную и сложную нормативную систему, которая включает себя разнообразные по юридической силе и компетенции нормативно-правовые акты.
Современное образовательное законодательство РФ регулирует следующие виды отношений, которая складываются в области образования:
- Взаимоотношения между обучающимися и обучающим (педагогом и учащимися, преподавателем и студентами).
- Взаимоотношения между учебным заведением и учащимися.
- Взаимоотношения между родителями и детьми по вопросам воспитания и обучения.
- Взаимоотношения, которые складываются между родителями учащихся (студентов) и образовательными учреждениями. Как показывает практика, в основном это взаимоотношения между образовательным учреждением и родителями детей дошкольного и школьного возраста.
- Взаимоотношения, которые складываются между образовательным учреждением и органами управления системой образования в целом.
- Взаимоотношения, складывающиеся между органами управления образованием, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями и семьями с детьми.
- Взаимоотношения, которые складываются в процессе организованной индивидуальной педагогической деятельности.
В отдельную группу выносятся взаимоотношения, имеющие международный характер. Помимо регулирования международным законодательством, на территории России, они регулируются и образовательным законодательством РФ.
Основные системообразующие законодательные акты образовательного законодательства РФ – Конституция РФ, ФЗ «Об образовании» и ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Федеральное законодательство об образовании
Федеральное законодательство об образовании в РФ представлено системой, включающей в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные акты Федерального Собрания, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и акты органов исполнительной власти.
Таким образом, на федеральном уровне, образовательное законодательство РФ включает в себя разнообразные законодательные и подзаконные акты, имеющих различные уровни, характер и содержание.
Базовым законом в системе образовательного законодательства РФ является Конституция РФ, все иные нормативно-правовые акты выступают в качестве дополнения и уточнения, что, впрочем, не умаляет их социальную и юридическую значимость.
Вторым по значимости законом, имеющим большое значение в образовательной сфере, является ФЗ «Об образовании».
ФЗ «Об образовании» - это федеральный закон, направленный на регулировку взаимоотношений, которые складываются в сфере образования, на всех ее уровнях и во всех элементах.
В ФЗ «Об образовании» сформулированы основные задачи образовательного законодательства РФ:
- Осуществление четкого разграничения компетенций и полномочий в сфере образования между органами государственной власти.
- Осуществление полноценной защиты конституционных прав граждан РФ на получение доступного и бесплатного образования.
- Создание необходимых правовых гарантий, необходимых для эффективного развития и функционирования системы образования РФ.
- Четкое определение прав, полномочий, обязанностей и ответственности юридических и физических лиц в области образования, а также правового регулирование их взаимоотношений в данной сфере.
Еще одним немаловажным законом в системе образования РФ является ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Структура данного ФЗ представлена 34 статьями, определяющими систему высшего и послевузовского профессионального образования, а также круг субъектов в данной сфере образования, их права и возложенные на них обязанности.
Помимо указанных ФЗ, необходимо выделить:
- Профильные (сегментарные) законы – это законы, которые регулируют определенные отдельные стороны развития и функционирования российской системы образования.
- Непрофильные законы – это законы, которые содержат ряд правовые норм, осуществляющих регулирование отношений в сфере образования РФ.
Образовательное законодательство субъектов Российской Федерации
Помимо федерального уровня, особое значение в образовательном механизме РФ имеет местное и региональное законодательство.
Региональный уровень образовательного законодательства включает в себя ряд законодательных и подзаконных актов, которые издаются на региональном уровне и регулируют образовательные взаимоотношения внутри конкретного региона РФ.
На региональном уровне образовательное законодательство регулирует достаточно широкий круг вопросов в сфере образовательной системы субъекта, а также вопросы по обеспечению законности при реализации образовательного правотворчества.
Региональное образовательное законодательство включает в себя следующие группы законов:
- Первая группа – это законы и нормативно-правовые акты, издаваемые органами управления субъектом РФ.
- Вторая группы – это законы и нормативно-правовые акты, которые приняты органами управления субъекта, на основании федерального закона, с целью его дополнения или уточнения в зависимости от особенностей образовательной системы региона.
- Третья группа («экономические законы») – включают в себя законы, принятые на региональном уровне и направленные на урегулирование вопросов финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений.
- 4.Четвертая группы – законы, регулирующие трудовые и социальные взаимоотношения педагогических работников.
- Пятая группа – законы, регулирующие правовой и социальный статус учащихся.
- Шестая группа – законы, регулирующие смежные деятельности образовательных учреждений (научная, культурно-просветительская и т.д.).
- Седьмая группа - это законы и иные нормативные акты по другим вопросам обеспечения образовательного процесса и смежных с ним отношений.