Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Предмет и субъекты образовательного права

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Содержание статьи

Предмет образовательного права

Для разъяснения содержания и пределов образовательного права необходимо:

  • выделить понятие отношения в образовательном праве;
  • установить содержание и структуру отношения в образовательном праве, уделяя особое внимание оценке его особых признаков, которые отличают ϶ᴛᴏт вид отношений от других правоотношений;

Понятие «правового отношения в сфере образовательного права» устанавливает содержание всех видов правовых отношений, которые существуют в образовательной сфере, которая носит комплексный характер, а свойственные ей отношения урегулированы нормами почти всех отраслей права. При рассмотрении ФЗ «Об образовании в РФ» По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Правовое регулирование образования в РФ подробнее можно отметить присутствие норм административного, конституционного и других отраслей права.

Образовательное правоотношение применяется же для того, чтобы обозначить правоотношения, которые составляют сам предмет образовательного права, его основу, как самостоятельной отрасли права. Эти правовые отношения наиболее полно показывают специфику сферы образования, функции и место в гражданском обществе.

Можно сделать вывод, что образовательное право является отраслью права, которая регулирует общественные отношения, которые связаны с:

  • поступлением в образовательную организацию, прохождением обучения в ней, получением документа об образовании, отношения, связанные с получением образования в кругу семьи, самостоятельного образования и системы экстерната;
  • отношениями между образовательным учреждением и учащимся;
  • отношениями между образовательным учреждением и преподавателями, в соответствии с трудовым законодательством;
  • отношениями по обеспечению образовательной организации, которые урегулированы нормами финансового права;
  • отношениями между органами власти и образовательной организацией по поводу управления процессом образования, которые урегулированы нормами административного права;
  • отношениями, относящиеся к созданию и реорганизации образовательных организаций и учреждений, которые урегулированы нормами гражданского права.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Вышеописанные отношения составляют предмет образовательного права.

Субъекты образовательных правоотношений

Определение 1

Субъектами образовательных правоотношений принято считать участников образовательного процесса, которые вступают друг с другом в правовую связь, в соответствии с каким-либо нормативно-правовым актом.

Следует учитывать, что не любой участник становится субъектом конкретного правоотношения, так как в одной ситуации участник образовательного процесса может выступать как субъект правоотношения, в другом может таковым не являться. Например, преподаватель, ведущий занятие, является, с одной стороны, субъектом образовательного правоотношения, в связи с тем, что вся его педагогическая деятельность находится в рамках определенных нормативно-правовых актов (его принятие на работу, выплата ему заработной платы в соответствии со своей квалификацией и т.п.).

С другой же стороны, конкретный педагогический процесс, который связан с выбором, применением преподавателем особых специфических методов и приемов преподавания, связанный с применением и разнообразных психологических приемов, постановкой педагогических, психологических и нравственных отношений с обучающимися, не урегулирован нормативно-правовыми актами. В описанных ситуациях педагог самостоятельно выбирает систему действий, полагаясь на общие принципы и положения, предусмотренные Конституцией Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , Доктриной образования в Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Законодательный процесс в Российской Федерации. подробнее , Федеральным законом «Об образовании» По данной теме мы уже выполнили реферат Нормативно-правовые акты Российской Федерации подробнее .

Все субъекты обычно формируют в группы по различным критериям, так же происходит и в образовательных отношениях. Наиболее удачной формой группирования субъектов образовательных отношений представляется следующая:

  1. Индивидуальные субъекты. В эту группу включаются: ученик, учитель, студент, директор образовательного учреждения.
  2. Институциональные субъекты. В эту группу входят: образовательные учреждения, подразделения образовательных учреждений, государственные органы, осуществляющие управление образованием, а так занимающиеся его финансированием и т.д.
Замечание 2

Главная юридическая характеристика, которая выражает их правовое качество- это правосубъектность - это закрепленная в законе Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее способность субъектов (индивидуальных, институциональных) обладать субъективными правами и обязанностями в области образовательных отношений.

Для участия в образовательном отношении субъект должен обладать дееспособностью и правоспособностью.

Правоспособность является предусмотренной нормами права способностью лиц обладать субъективными правами, а так же нести юридические обязанности. Данное явление никак не зависит от лица, лишь является внешней необходимостью, которая закреплена действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно закону негосударственные образовательные организации создаются лишь в форме некоммерческой организации. В связи с этим коммерческие организации не признаются субъектом правоотношений в этой сфере и не могут обладать правоспособностью.

Понятие, связанное с возникновением, изменением или прекращением конкретных правоотношений, охватывается определением «дееспособность», ей называется способность субъекта входить в конкретное правовое отношение, приобретать права и обязанности, а так же осуществлять и исполнять их.

Законодательство в области образования регламентирует допуск граждан к осуществлению педагогической деятельности в образовательных учреждениях, в связи с этим принимает и их специальную трудовую правосубъектность, которая включает в себя степень проф. подготовки к специальному труду, обученность, возможность выполнения работы в рамках определенной профессии, а так же квалификацию.

Согласно законодательству, к педагогической деятельности в образовательных организациях могут допускаться лица, имеющие образовательный ценз, который определяется положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Допуск к данной деятельности лиц, которые не имеют образовательного ценза, считается неправомерным.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Виктория Вячеславовна Быстрова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис